Злодеи в кино не задерживаются?

Сыграть отрицательного героя в кино – для актера непростое испытание. Образ негодяя должен быть очень ярким. Странно, но многие из тех, кому это удавалось, на этом и заканчивали свою карьеру, как будто их преследовал злой рок. Чем успешнее была их работа, тем быстрее они выпадали из обоймы…

Сыграть отрицательного героя в кино – для актера непростое испытание. Образ негодяя должен быть очень ярким. Странно, но многие из тех, кому это удавалось, на этом и заканчивали свою карьеру, как будто их преследовал злой рок. Чем успешнее была их работа, тем быстрее они выпадали из обоймы…

От Пистимеи до секретарши

Александра Завьялова, исполнительница роли Пистимеи, – яркая актриса советского кино. Первая ее роль – у легендарного Александра Зархи в картине «Люди на мосту». Потом была «Алешкина любовь» с Леонидом Быковым. Вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. Красоту актрисы оценили и в нашем дипкорпусе. Стали приглашать на приемы, на одном из которых она близко познакомилась с жившим в СССР американцем – владельцем газет и пароходов. Она хотела выйти за него замуж, за что тут же попала в список неблагонадежных. Впоследствии американца выслали из Союза в 24 часа, а Александра развелась с мужем. И на время распрощалась с кино. О ней вспомнили лишь в 1969 году.

Режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский запускали картину «Тени исчезают в полдень». Александре Завьяловой дали роль Серафимы Клычковой (она же Пистимея Морозова). Женщина, обиженная судьбой и советской властью, стала в картине воплощением зла. Актрисе этот образ давался тяжело. Человек глубоко верующий, она потом долго отмаливала грех. Но как бы ни молилась, с момента выхода картины на экраны в 1971 году ее актерская карьера остановилась. Александру одолела депрессия, выйти из которой помогло лишь рождение сына (у нее еще была дочь от брака с художником Дмитрием Бучкиным. – Авт.). Не складывалась и театральная карьера. Актриса периодически стала попадать в психиатрическую больницу. Сына отдали на воспитание в детский дом. Поговаривают, что к этому приложили руку спецслужбы. Мол, не забыли они Завьяловой той связи с иностранцем.

Лишь через 20 с лишним лет актриса снялась в маленькой роли секретарши в фильме «Белые одежды». Что с ней сейчас, мы не смогли узнать.

Эсэсовка Барбара стала учительницей

Истинную арийку, блондинку Барбару, пугавшую младенца радистки Кэт, сыграла Ольга Сошникова. Ух, как ее ненавидели все сидевшие у экрана женщины! Мерзавка издевалась не только над радисткой, но и над новорожденным. Эта роль для Сошниковой тоже стала фатальной. Москвичка, выросшая на Красной Пресне, через какое-то время после премьеры фильма вышла замуж и уехала в Казахстан. Там у Ольги Ильиничны родилась дочь, а сама она стала работать в школе. Кино в ее жизни уже не было.

Вернувшись в Москву, педагогику Сошникова не оставила. Организовала театральную студию в школе, где училась дочь. Ставила Шекспира на языке оригинала. Новая жизнь в окружении детей ей нравилась больше, чем кино. Лишь спустя 15 лет она снялась в картине у Марка Захарова «Убить дракона» и еще в нескольких фильмах. Но на этом ее кинокарьера и закончилась. Сейчас Сошникова занимается домом, воспитывает внучку.

Мориарти – как Кощей


Имя Виктора Евграфова не на слуху. Его знают только большие ценители кино – по яркому образу профессора Мориарти («Шерлок Холмс и доктор Ватсон»), роли монаха Даниила в «Ярославне, королеве Франции», Космича-Волюжинича в «Черном замке Ольшанском».

– Я готовил себя к Шукшину, к Тарковскому, – вспоминает актер. – Как нас учили, актеры должны быть на все руки, вот я еще и занялся трюками. Подрабатывал каскадером. За что меня и пригласили на роль дублера профессора Мориарти. Ведь я не должен был его играть – только трюки выполнять. Но я подошел к этой роли серьезно. Начал думать о судьбе героя. Почему он такой злодей, что в нем не так? И решил, что, возможно, от физической ущербности. Мы с гримером сделали удачный образ – приладили горбик и в таком виде показались режиссеру Игорю Масленникову. Увидев меня, он тут же утвердил меня не в качестве дублера-каскадера, а на роль самого Мориарти. Вот так от роли святого я перешел к роли злодея.

О работе в кино артист вспоминает с трепетом. Он никоим образом не винит Мориарти в своей несложившейся киносудьбе. Наоборот, считает ту работу большой удачей. И это неважно, что потом его как будто не замечали. Актер снялся еще в десятке фильмов, но зрители не воспринимали новые работы Евграфова.

– Мой Мориарти – герой сказочный, как Кощей Бессмертный, – смеется Виктор Иванович. – Я же в «Шерлоке Холмсе» никого не убил, не пролил ни капли крови.
– В чем же причина забвения?
– Видимо, в том, что обо мне не написали ни одной критической статьи, – сожалеет актер. – Я не в тусовке, на фестивали не приглашают. Да и живу сейчас в Тольятти, преподаю в Волжском университете им. Татищева актерское мастерство. Последний раз меня пригласил Досталь в картину «Завещание Ленина». С удовольствием откликнулся, хоть и маленькая роль досталась – Драпкина, начальника колонии. У других не снимаюсь в силу внутреннего протеста современному кино… Недавно НТВ снимал программу о фильме «Шерлок Холмс». Устроили нам встречу с Василием Ливановым. Но доверительного контакта не получилось.

В сентябре у Виктора Евграфова был 60-летний юбилей. Актера поздравили только представители Союза кинематографистов – Михалков и Пореченков прислали телеграмму. И всё. Ни самарское городское управление культуры, ни коллеги не вспомнили об актере.

Сейчас Евграфов, кроме преподавания, занимается живописью. Его рисунки высоко оценивают профессионалы. А он мечтает о персональной выставке и… быть востребованным в большом кино.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика