Анджей Вайда: Кино живет один день
Знаменитый польский режиссер Анджей Вайда приезжал в Москву на фестиваль дебютных фильмов «Святая Анна».
Он показал здесь свой последний фильм «Катынь» и дал мастер-класс начинающим режиссерам, где поделился с ними размышлениями о кино и не только.
О женском кино
«Я сторонник разделения кино на мужское и женское, потому что очень часто режиссеры-мужчины стесняются говорить о каких-то интимных вещах, боясь, что их упрекнут в наивности и сентиментальности».
О старом кино
«Фильм трогает за душу только тогда, когда он впервые выходит на экран. Это как газета, живущая всего один день. Ведь кому нужны старые новости? Пересматривая старые фильмы, мы не должны ждать от них тех же впечатлений, как в первый раз».
О молодых
«Сейчас в мире происходят очень важные психологические процессы, уловить которые способны только молодые. Как ни больно об этом говорить, но чтобы снимать кино на злобу дня, необходимо обладать чувством морального беспокойства, а старики с возрастом успокаиваются».
О «Катыни»
«В течение десятилетий я вынашивал фильм «Катынь», но по цензурным соображениям до 1989 года снять его было невозможно (он о массовом расстреле польских офицеров органами НКВД в Смоленской области, где погиб и отец Вайды. – Авт.). Потом была проблема с хорошим сценарием. К сожалению, в настоящее время стало мало выходить фильмов на общественные темы».
О гениях
«На мой взгляд, гениальными режиссерами были Орсон Уэллс, Федерико Феллини и ваш Андрей Тарковский. Гений, в отличие от таланта, говорит что-то новое о нашем мире и говорит это своим языком».