Артем Варгафтик: Все артисты – в душе мазохисты
Имя музыкального критика Артема Варгафтика («Партитуры не горят», «Оркестровая яма» на канале «Культура») – своего рода знак качества. Он рассуждает о классике авторитетно и без штампов.
С недавних пор сфера интересов Варгафтика расширилась – его пригласили в жюри шоу НТВ «Суперстар-2008».
Для зрителей я белая ворона
– Не боялись участием в проекте навредить своей репутации? Ведь критики классической музыки – особая каста, презирающая попсу.
– Если бы я действительно боялся уронить свою честь, никогда бы не согласился. В глазах зрителей «Суперстар-2008» я все равно белая ворона. Самое смешное, что теперь люди, встречая меня, говорят: «А мы вас видели. Вы какое-то ледовое шоу судили». То есть они видят, что человек сидит в жюри. А лед там или песня – для них уже не так важно.
Откровенно говоря, в «Суперстар-2008» шел именно за новыми впечатлениями. Конечно, имена участников проекта на слуху, их песни тоже. Но есть возможность приблизиться и изучить их жизнь. Чувствую себя этнографом, который едет на другой континент в незнакомое племя, чтобы разобраться в его обычаях и нравах. Самое любопытное, что я действительно начинаю постепенно понимать намерения эстрадных артистов. А дальше срабатывает элементарная логическая последовательность. Сначала начинаешь немножко понимать, потом – терпимее относиться, а затем и разбираться, где действительно хорошо, а где, как они говорят, «фуфло».
Если смотреть с позиции не просто дешевого неинформированного снобизма, что «вся попса одним миром мазана» и все это не нужно в принципе, а немножко вникнуть, открывается, что и там есть довольно много профессионального и честного. Для меня это открытие пока очень промежуточное. И оно меня скорее радует. Вечером я могу скачать музыку с сайта проекта и вникать в тексты песен все больше и больше.
– Чем мир попсы отличается от устройства того, к которому вы привыкли?
– Мир популярной музыки, как ни странно, значительно менее тесен. Притом что и в филармонической жизни, и в попсе все равно все друг друга знают, все друг друга очень и очень плотно отслеживают. Не просто «следят за творчеством», а стараются узнать максимум подробностей. Иногда только для того, чтобы себе душу потравить. В душе все немножко мазохисты. И люди творческие, если честно говорить, не станут этого отрицать.
Хочется верить, что героям «Суперстар-2008» делить нечего. Каждый из них основные свои жизненные проблемы решил прежде, чем попал сюда. Это люди, которые не боятся своего успеха и того, что завтра могут его потерять. Представители нашего родного фрачного мира, наверное, более суеверны. Может быть, действительно их по-иному воспитывали… Или на чем-то другом держатся их карьера и уверенность в завтрашнем дне. Но они друг на друга напрягаются гораздо больше.
Может, потому, что, у людей из мира академической музыки просто нет площадки, где они бы могли, будучи хорошими друзьями, друг на друга погавкать, а потом вместе пойти курить. Здесь такая площадка есть – между артистами налаживаются забавные живые человеческие отношения.
По-серьезному никто не получил бы выше пятерки
– С профессиональной точки зрения эксперименты артистов в этом шоу достойны внимания? Или возможные комплименты из ваших уст сейчас станут данью благодарности НТВ?
– Благодарность НТВ – само собой (смеется). А если серьезно, все эксперименты более-менее предсказуемы. Но интерес для артистов прежде всего в том, что их заставляют шевелиться, дополнительно тренируют, загружают какой-то несвойственной им работой.
Нет ничего глупее артиста, который выучил наизусть все свои плюсовые фанеры и не записал за последние 10 лет ни одной новой. Здесь происходит реальный творческий рост. Просто потому, что, если человек и не на все сто решает задачу, он все равно сталкивается с тем, чего никогда раньше в жизни не делал.
– Вы ставите в основном высший балл. Это роль доброго следователя, осторожность или природная мягкость?
– Я могу предъявлять к выступлениям высочайшие суперхудожественные требования, как если бы они пели репертуар Полины Виардо или Чечилии Бартоли. Но по ним никто не получил бы выше пятерки. Всякий член жюри, кто пойдет по этому пути, превратится в механическую нажималку на одну кнопку. Это глупо.
Я оцениваю высоко потому, что пытаюсь заметить, чем и как эта песня в этом исполнении отличается от других возможных вариантов. Выясняется, что в цифрах это ближе к десятке.
Не потому, что меня кто-то попросил или я чего-то боюсь. Бояться мне нечего. Я, к стыду своему, знаю, что с большинством из этих исполнителей на их концертах не увижусь. Но все равно мне кажется, что они заслуживают уважения, решаясь на большой риск.
Попса и классика друг другу завидуют
– Между рокерами и представителями попсы идет воспетая война.
– О да!
– А классика с попсой тоже на ножах?
– Как вам сказать… Классическая музыка комплексует, что когда-то давно, лет 200 тому назад, была примерно тем же, чем попса является сегодня. То есть вызывала такой же интерес. Конечно, очень завидно. Это на уровне даже не генетической памяти, а фантомной боли – так болит давно ампутированная конечность.
Еще в большей степени эстрадная музыка комплексует по поводу того, что кто-то недоучился. Кто учился, но не на те пятерки, на которые хотел. А кто-то и просто в музыкальной грамоте не силен. То есть рисует диез не перед нотой, а после нее. Это примерно то же, что писать слово «корова» через «а».
Когда сталкиваются две эти волны, выясняется, что люди из мира популярной музыки для того, чтобы судить, имеют гораздо больше информации – про классику они знают больше, чем та про попсу. Эмоций много. Культура гибнет. Попсой оболванивают народ. Причем механизмы этого дела давно прописаны и работают – все наблюдают, как происходит ротация на радио тех или иных композиций. И т.д. и т.п.
Я (притом что бэкграунд у меня классический) вынужден напоминать: «Ребята, вы бы про попсу судили, хоть что-то о ней предварительно узнав. Хоть немножечко разобравшись, что это не одна ровная шеренга, а все-таки довольно разнообразный мир, в котором всякой твари по паре».
Очень бы хотел увидеть ситуацию, когда обе стороны будут достаточно знать друг о друге. Тогда мы поймем, кто имеет большее право на то, чтобы претендовать на моральные высоты, признание публики и уважение коллег.