Наперегонки со смертью

С чем у вас ассоциируется слово «стрит­рейсеры»? С жаждой скорости, адреналином или с неоправданным риском и патологией?

А если вы гаишник, то, наверное, с головной болью и желанием прижать к ногтю засранцев, которые на запредельной скорости с воем носятся по улицам столицы, словно правила писаны не для них?
А может, вы сами после унылого рабочего дня садитесь за руль и выжимаете газ на полную катушку?


Что американцу хорошо, то и русскому подавай?

Не последнее место в развитии стритрейсинга сыграл американский блокбастер «Форсаж»: насмотревшись на накачанного Вина Дизеля, крутые тачки и мужские выяснения отношений, российская молодежь бросилась покорять улицы столицы – стритрейсеров стало больше, а вот качество гонок пострадало. Субкультура превратилась в обыкновенную молодежную тусовку, гонять стали все кому не лень – инфантильные девицы на «ромашковых» иномарках, бородатые водители «девяток», богатенькие буратинки на дорогущих авто. Правда, количество настоящих гонщиков тоже возросло. А среди почитателей этого вида спорта немало публичных людей – Владимир Жириновский, Евгений Киселев, Бари Алибасов, Валерия, Децл и многие другие.
Свежий российский фильм «Стритрейсеры» – это наш ответ «Форсажу». Вся картина держится на личном обаянии актеров  Алексея Чадова и Марины Александровой  и дизайне машин. Больше смотреть не на что. Кстати, увлекаются запредельными гонками – в этом фильм не обманул – не только юноши, но и девушки, средний возраст стритрейсеров  от 18 до 35 лет, образование – неоконченное высшее и высшее. Как правило, средний класс, состоявшиеся личности.

Вне закона

– Все заезды очень зрелищные, стремительные, – рассказывает Макс, пока еще новичок в драгрейсинге. – всего каких-то 15–20 секунд, а сколько эмоций! Визг тормозов, запах жженой резины, крики болельщиков, даже осмыслить сразу не успеваешь. Хотя вы меня не поймете, это надо самому испытать. Очень часто соревнования проходят за городом, в 50–60 км от Москвы, в безлюдных местах, в 4–5 часов утра, на свободной трассе. Иногда зрителей собирается до 15 тысяч. Значит, есть на что посмотреть.
В России стритрейсер – понятие собирательное, так часто называют любого гонщика-экстремала, а это не совсем точно. Профессионалы выделяют драгрейсинг и стритчеллендж (те самые гонки по городу, ненавистные сотрудникам ГИБДД). С Россией вообще сложно: до недавних пор все гонки у нас были полулегальными и чрезвычайно скандальными, нередки были конфликты с ГИБДД. В 2002 г. возникла Российская федерация драгрейсинга (РФДР), а сейчас в стране несколько специальных организаций и множество автоклубов, в одной только столице десятки тысяч гонщиков. А вот с официальным статусом пока не ладится. Активисты клуба «Лига уличных гонщиков», самого мощного российского неформального объединения начала XXI века, долго договаривались с властями, но общего языка не нашли.
– Подумаешь, – говорит Alex (у стритрейсеров приняты прозвища). – У нас ведь модно быть неформалом, потом, в нелегальных гонках есть романтика и обязательств гораздо меньше. Мы все равно будем тусоваться на московских улицах, с гаишниками всегда можно договориться по-тихому, так что мне, например, непонятно, зачем добиваться официального статуса.
– Да этих людей вообще нельзя называть гонщиками, они просто хулиганы, – возмущается Сергей Воробьев, генеральный директор Федерации автомобильного спорта Москвы. (Федерация проводит единственные легальные гонки драгрейсинга в столице.) – Нет у них никаких общественных организаций, просто своя тусовка. Им лень проходить все процедуры безопасности, им хочется приехать, потусоваться, покрасоваться перед девочками. К тому же у нас самые быстрые машины, так что им трудно с нами соперничать. А то, что эти стритрейсеры договариваются по-тихому с ГИБДД – ну, может быть, и так.
В ГИБДД Москвы ситуацию со стритрейсерами охарактеризовали как «серьезную проблему», но говорить подробнее отказались.

Порвать, как тузик грелку

В 2003-м стритрейсерам бросил вызов единственный российский тест-пилот «Формулы-1» Сергей Злобин. Выступая на ТВ в передаче, посвященной ночным гонкам, он усомнился в профессионализме столичных стритрейсеров. Так прямо и заявил: порву, мол, как тузик грелку. Стритрейсеры немедленно откликнулись. Вышло настоящее мужское пари. Стартовали на рассвете от главного здания МГУ на Воробьевых горах. Гонка была напряженная, подключились патрульные службы. В итоге к финишу Сергей Злобин пришел последним, публика даже начала волноваться. Впрочем, поражения профессиональный гонщик – звезда «Формулы-1» не признал: машину сберег, приехал быстро, правил не нарушал. Стритрейсеры разубеждать его не стали, но про себя решили: слабак.

Комментарий психиатра Михаила Виноградова:

– Существует так называемое суицидальное поведение. Это не больные и отчаявшиеся люди, которые кончают само­убийством в силу обстоятельств. Нет, у так называемых стритрейсеров извращена формула жизни: с одной стороны, они боятся смерти и не готовы наложить на себя руки, с другой – играют с ней.  А вот в реальной экстремальной ситуации они пасуют.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика