Оплатит ли Украина мартовский газ?
Несмотря на то, что Украина умудряется пока выполнять свои газовые договоренности с Россией, внутренние разборки с привлечением бойцов спецслужб заставляют Европу опасаться повторения эпопеи со срывом поставок голубого топлива.
Напомним, что контракт, заключенный в январе, обязывает Украину рассчитываться с Газпромом за газ ежемесячно до 7 числа. К тому же в документе прописано, что «Нафтогаз» обязан оплачивать объем газа, который указан в контракте, а не фактически потребленный. Так, в феврале Украина импортировала 1 млрд кубометров на сумму в 360 млн долларов, а заплатить должна была в два раза больше – за 2 млрд кубометров. Однако Газпром великодушно согласился не применять штрафных санкций за недобор газа. 360 млн долларов поступило на счет корпорации 5 марта.
На этом можно было бы поставить точку. Тем не менее последние новости в Украине, также как и политические страсти, не дают расслабляться ни Москве, ни Европе. Спецназ службы безопасности Украины (СБУ) устроил неделю назад настоящее «маски-шоу» в офисе «Нафтогаза». Формально это был всего лишь хозяйственный спор между госструктурой и бывшим газовым посредником «РосУкрЭнерго» за миллиарды кубов голубого топлива. Почему первым делом силовики потребовали оригинал контракта с Газпромом? Говорят, это политические игрища президента Ющенко, который пытается одним ударом и со спонсорами расплатиться, и устранить конкурентку Тимошенко.
Содержимое украинского газового хранилища может стать козырной картой на приближающихся выборах. Дело в том, что 11 миллиардов кубов было приобретено «Нафтогазом» у России по 153 доллара за тысячу, и с этим объемом среднегодовая цена газа для Украины составит 228 долларов, без него – 250 долларов. То есть если Ющенко сумеет вернуть спорный газ частной компании, он сможет по-прежнему смело обвинять Тимошенко в «срыве переговоров и предательстве национальных интересов». Если статус-кво сохранится, уже премьер расскажет избирателям о своей победе на переговорах в Москве. При таком раскладе исключить очередной международный газовый трагифарс в начале апреля никто не может.