Радистка Кэт: Бросив столицу, хотела уйти в монастырь
Актриса Екатерина Градова не снимается в кино тридцать лет, но ее до сих пор помнят как радистку Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Интерес к этому фильму не утихает… Между тем, находясь на вершине славы, актриса сознательно ушла из кино и театра. А потом поступила в монастырь…
Актриса Екатерина Градова не снимается в кино тридцать лет, но ее до сих пор помнят как радистку Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Интерес к этому фильму не утихает… Между тем, находясь на вершине славы, актриса сознательно ушла из кино и театра. А потом поступила в монастырь…
Екатерина Градова известна не только по легендарному фильму про Штирлица. Она также была женой Андрея Миронова. Они познакомились в 1971 году, когда актриса пришла в Театр сатиры после окончания Школы-студии МХАТ. Ей было 25 лет, и она обладала шармом, харизмой. Миронов влюбился в нее с первого взгляда, и уже осенью 1971 года они поженились. Их совместная жизнь поначалу сложилась хорошо, потому что Екатерина всегда была хорошей хозяйкой и вела себя мудро, понимала, что дома знаменитому мужу нужно отдыхать.
– Дома это был молчаливый, скромный и заботливый человек, уставший от своего публичного существования, измученный обязанностью постоянно фонтанировать, – вспоминает Екатерина Георгиевна. – Андрей оберегал свой дом от проникновения в него всеобщего шутовства и грязи. И еще в нем отсутствовало лицеприятие: например, со старенькими костюмершами, которые стирали его рубашки и переодевали его во время спектакля, он говорил с такой любовью, преклонив голову, целовал им руки, а с какими-нибудь секретарями ЦК или обкомов был свободен и раскован…
Через два года у Миронова и Градовой родилась дочь Маша. Андрей был так рад, что не обращал внимания на некоторые странности жены. Например, мирился с уже тогда проявлявшимся в Градовой стремлением помогать совершенно незнакомым людям, не думая об опасности.
– Когда мы жили с Андреем Мироновым, я приводила бездомных, которые однажды чуть не убили меня с дочкой, обокрали, – вспоминает Градова. – У меня постоянно кто-то жил. Однажды пришла женщина маленького роста. Она была в школьной форме, галстуке и сказала, что она – венгерская пионерка. Потом, правда, выяснилось, что ей, «пионерке», 38 лет и что она рецидивистка, бежавшая из тюрьмы из-под Тулы…
Тем не менее сохранить семью актеры не смогли. В 1974 году Миронов ушел к актрисе Ларисе Голубкиной и попросил официального развода. С тех пор о Миронове Градова говорит либо хорошо, либо никак. Главное, что он подарил ей дочь Машу, на которой сейчас сосредоточена вся жизнь актрисы…
Развод с Мироновым выпал на хороший период в карьере Градовой. В 1973 году на экран вышли «Семнадцать мгновений весны», и радистка Кэт стала воистину народным персонажем. Ее жалели, ей писали письма, мужчины предлагали выйти замуж… Но актриса постепенно потеряла интерес к кино и театру и осела дома, чтобы помогать дочери и воспитывать внука. Она вышла замуж второй раз, но за человека не из актерской среды. Уже тогда актриса постепенно старалась отгородиться от мирских дел, но настоящее просветление к ней пришло после тяжелой болезни.
– До 38 лет Господь терпеливо ждал меня, – говорит актриса. – Когда я по-настоящему уверовала, уже не могла вести привычный образ жизни. Много всего сошлось и переплелось в судьбе и во взглядах. Был период, когда я сильно болела, и даже кремлевские врачи не могли поставить диагноз. Года два практически не выходила из дома, вес дошел килограммов до 45. Однажды в больнице случайно услышала, как врач сказал моей близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда я обратилась к Богу, и болезнь отступила.
После этого Екатерина Градова перестала считать себя актрисой и решила… уйти в монастырь. Она окончила курс в Свято-Тихоновском богословском институте, и лишь уговоры близких, которые убедили, что она им нужна, заставили ее в последний момент изменить решение. Теперь все свое время Екатерина Георгиевна посвящает Божьим делам. Она разработала дисциплину «Живое слово» и преподает ее в православной академии. Помогает детям-сиротам. Занимается организацией храмов в доме инвалида, доме малютки… Некоторое время назад Градова приняла еще одно волевое решение – уехать из Москвы в глубинку.
– Я стремилась убежать из столицы, исчезнуть из привычного круга и раствориться в тишине и уединении, – говорит Екатерина Георгиевна. – Один близкий человек указал мне на Владимирщину. Теперь этот край стал нам родным. Хочется быть полезной здесь в духовном плане. Каждый раз уезжаю отсюда с сожалением. Хотя все девять лет мы достраиваем и перестраиваем свой деревенский дом. Дочь первое время упрекала, что забрались в глушь, трудно добираться. Сейчас привыкли. С соседями ладим, друзья появились.
Во Владимире актриса даже купила квартиру, чтобы впоследствии переехать сюда совсем. Актриса вместе с другими верующими Владимира участвует в паломничествах к святым местам. Исповедуется, причащается, долгие часы посвящает молитвам. У нее есть духовные наставники, и она очень благодарна, что они показали ей путь к Богу.
– Я поняла, что лицедейство – это грех, – резюмирует актриса, вспоминая о своем прошлом. – Но при этом я с большой теплотой вспоминаю про фильм «Семнадцать мгновений весны», благодаря которому меня помнят, приглашают на встречи. Правда, вот то, о чем я говорю с людьми на этих встречах, чаще всего «не формат». Например… Трудно меня понимают люди, когда я говорю, что моя мечта – жить вечно. Это идет еще из детства. Узнав, что есть смерть, я решила изучить это явление и работала с микроскопом, изучала курс микробиологии. На примере обычного ластика, который стирает строчки, пыталась понять, куда попадают умирающие… Наверное, эта мечта – не допустить смерти близких – осталась, поэтому я верю в Бога. Ведь он дарует нам жизнь на небесах.
Екатерина Градова известна не только по легендарному фильму про Штирлица. Она также была женой Андрея Миронова. Они познакомились в 1971 году, когда актриса пришла в Театр сатиры после окончания Школы-студии МХАТ. Ей было 25 лет, и она обладала шармом, харизмой. Миронов влюбился в нее с первого взгляда, и уже осенью 1971 года они поженились. Их совместная жизнь поначалу сложилась хорошо, потому что Екатерина всегда была хорошей хозяйкой и вела себя мудро, понимала, что дома знаменитому мужу нужно отдыхать.
– Дома это был молчаливый, скромный и заботливый человек, уставший от своего публичного существования, измученный обязанностью постоянно фонтанировать, – вспоминает Екатерина Георгиевна. – Андрей оберегал свой дом от проникновения в него всеобщего шутовства и грязи. И еще в нем отсутствовало лицеприятие: например, со старенькими костюмершами, которые стирали его рубашки и переодевали его во время спектакля, он говорил с такой любовью, преклонив голову, целовал им руки, а с какими-нибудь секретарями ЦК или обкомов был свободен и раскован…
Через два года у Миронова и Градовой родилась дочь Маша. Андрей был так рад, что не обращал внимания на некоторые странности жены. Например, мирился с уже тогда проявлявшимся в Градовой стремлением помогать совершенно незнакомым людям, не думая об опасности.
– Когда мы жили с Андреем Мироновым, я приводила бездомных, которые однажды чуть не убили меня с дочкой, обокрали, – вспоминает Градова. – У меня постоянно кто-то жил. Однажды пришла женщина маленького роста. Она была в школьной форме, галстуке и сказала, что она – венгерская пионерка. Потом, правда, выяснилось, что ей, «пионерке», 38 лет и что она рецидивистка, бежавшая из тюрьмы из-под Тулы…
Тем не менее сохранить семью актеры не смогли. В 1974 году Миронов ушел к актрисе Ларисе Голубкиной и попросил официального развода. С тех пор о Миронове Градова говорит либо хорошо, либо никак. Главное, что он подарил ей дочь Машу, на которой сейчас сосредоточена вся жизнь актрисы…
Развод с Мироновым выпал на хороший период в карьере Градовой. В 1973 году на экран вышли «Семнадцать мгновений весны», и радистка Кэт стала воистину народным персонажем. Ее жалели, ей писали письма, мужчины предлагали выйти замуж… Но актриса постепенно потеряла интерес к кино и театру и осела дома, чтобы помогать дочери и воспитывать внука. Она вышла замуж второй раз, но за человека не из актерской среды. Уже тогда актриса постепенно старалась отгородиться от мирских дел, но настоящее просветление к ней пришло после тяжелой болезни.
– До 38 лет Господь терпеливо ждал меня, – говорит актриса. – Когда я по-настоящему уверовала, уже не могла вести привычный образ жизни. Много всего сошлось и переплелось в судьбе и во взглядах. Был период, когда я сильно болела, и даже кремлевские врачи не могли поставить диагноз. Года два практически не выходила из дома, вес дошел килограммов до 45. Однажды в больнице случайно услышала, как врач сказал моей близкой подруге: «Забирайте ее, пусть хоть последний Новый год дома встретит». Вот тогда я обратилась к Богу, и болезнь отступила.
После этого Екатерина Градова перестала считать себя актрисой и решила… уйти в монастырь. Она окончила курс в Свято-Тихоновском богословском институте, и лишь уговоры близких, которые убедили, что она им нужна, заставили ее в последний момент изменить решение. Теперь все свое время Екатерина Георгиевна посвящает Божьим делам. Она разработала дисциплину «Живое слово» и преподает ее в православной академии. Помогает детям-сиротам. Занимается организацией храмов в доме инвалида, доме малютки… Некоторое время назад Градова приняла еще одно волевое решение – уехать из Москвы в глубинку.
– Я стремилась убежать из столицы, исчезнуть из привычного круга и раствориться в тишине и уединении, – говорит Екатерина Георгиевна. – Один близкий человек указал мне на Владимирщину. Теперь этот край стал нам родным. Хочется быть полезной здесь в духовном плане. Каждый раз уезжаю отсюда с сожалением. Хотя все девять лет мы достраиваем и перестраиваем свой деревенский дом. Дочь первое время упрекала, что забрались в глушь, трудно добираться. Сейчас привыкли. С соседями ладим, друзья появились.
Во Владимире актриса даже купила квартиру, чтобы впоследствии переехать сюда совсем. Актриса вместе с другими верующими Владимира участвует в паломничествах к святым местам. Исповедуется, причащается, долгие часы посвящает молитвам. У нее есть духовные наставники, и она очень благодарна, что они показали ей путь к Богу.
– Я поняла, что лицедейство – это грех, – резюмирует актриса, вспоминая о своем прошлом. – Но при этом я с большой теплотой вспоминаю про фильм «Семнадцать мгновений весны», благодаря которому меня помнят, приглашают на встречи. Правда, вот то, о чем я говорю с людьми на этих встречах, чаще всего «не формат». Например… Трудно меня понимают люди, когда я говорю, что моя мечта – жить вечно. Это идет еще из детства. Узнав, что есть смерть, я решила изучить это явление и работала с микроскопом, изучала курс микробиологии. На примере обычного ластика, который стирает строчки, пыталась понять, куда попадают умирающие… Наверное, эта мечта – не допустить смерти близких – осталась, поэтому я верю в Бога. Ведь он дарует нам жизнь на небесах.