Иные старики
1 октября – Всемирный день пожилых людей. В России тоже вспомнили о пенсионерах, об их доходах ниже плинтуса и о том, что старики и бедняки у нас по сути одно и то же. Но мы решили рассказать о пожилых людях, которые оторвались от грустной реальности – болячек, нищеты, семечек и сериалов. Смогли перебороть хромую судьбу.
Биржевой игрок
Москвичу Сергею Ермолову пенсионные реформы и прочие соцвопросы давно, как он говорит, «до могилы». В 81 год его больше волнует мировой финансовый кризис. Сергей Федорович уже семь лет играет на бирже.
– Однажды надоела мне эта жалкая жизнь, – говорит он. – Мы, старики, на хлеб копим, а где-то люди большие деньги делают. Доконал меня репортаж про то, как в Америке обитатели домов престарелых на бирже играют. Вот и я решил рискнуть.
Бывшему инженеру, 40 лет проработавшему в советских НПО, помог внук-программист – для начала разобраться с Интернетом. А потом в виртуальном пространстве пенсионер стал познавать биржевые таинства. И теперь, когда Ермолов переходит на более детальный рассказ о фишках, коррекции, инвестиционном портфеле, я перестаю понимать его.
– Это в порядке вещей. Пока торговать не начнешь, мало что понимаешь, – утешает Сергей Федорович. – Я сам на это дело решался целых полгода. У меня 150 тысяч рублей было накоплено, боялся дико – вдруг сразу все потеряю? А потом думаю: ну что их, мариновать? Бросил все в дело – купил акции понадежнее: Сбербанка, Газпрома, еще пары нефтяных компаний.
Сначала пенсионер торговал очень осторожно – удавалось заработать пять тысяч рублей в месяц, а мог и потерять три за две недели.
– Потом разобрался, стал постоянно следить за нужными новостями, теперь, даже когда за хлебом иду, радио через мобильный слушаю, – рассказывает Ермолов. – За один день я мог заработать 10–20 тысяч. Иногда и терял, но в целом оставался в плюсе. Сейчас у меня, если пересчитать на деньги, около 210 тысяч рублей капитала. Но зарабатывать – не главное. Главное – я при деле, я живу. И что бы ни делали власти с пенсионерами, я не пропаду!
Каскадер
Финансовые риски ничто по сравнению с рисками для жизни, которые устраивают себе некоторые пожилые люди. Алексей Латоцкий из Ростова, например, и в медную трубу запрыгнет, и в горящую избу войдет. Это в свои-то почти 60 (скоро юбилей)! Он, пожалуй, самый пожилой действующий каскадер в России, причем трюки его уникальны.
– Мой трюк с огненной трубой занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Я с крыши машины на большой скорости прыгаю в 6-метровый горящий тоннель, пролетаю сквозь пламя и приземляюсь снова на автомобиль, – рассказывает Латоцкий. – Этот трюк не удается повторить никому. Американец погиб, француз покалечился. А к юбилею я готовлю этот же фокус с трубой в 15 метров. И совсем новый – с огненным домом. Машина врезается в горящий коттедж, я запрыгиваю в чердачное окно, пролетаю сквозь дом и приземляюсь с другой стороны. Никто не верит, но я это сделаю.
То, что он делает – в теории невозможно. Его трюки «прокачивали» через специальную моделирующую программу на компьютере, вывод однозначен: человеку такое делать не под силу. А Латоцкий «дурит» и технику, и законы природы.
– Молодые не могут меня переплюнуть, мне даже не с кем соревноваться, – сетует Алексей Петрович. – А секрет тут в какой-то животной координации. На мне даже заживает все как на собаке. Недавно сломал обе ноги – за месяц срослись, хотя обычно нужно месяца три.
Автостопщик
Еще один пенсионер-экстремал – 68-летний новгородец Михаил Иванов. Он на старости лет пустился в путешествие по миру автостопом.
– В Европе старики на свою большую пенсию только и делают, что в круизы и на курорты ездят, – говорит Михаил Николаевич. – А мы всю жизнь пахали, а в старости не на что и мир посмотреть. Вот я и решил так путешествовать.
Сначала только по России – переправлялся на плотах через реки, пешком ходил сквозь сибирские леса. А теперь старика на родине и не застанешь.
– Языков в жизни не знал, а теперь и по-английски умею, и по-французски немного. Летом был в Сан-Тропе, познакомился там с одной пожилой испанкой, потом поехали к ней в гости. Вот говорят, что русские девушки на Западе очень ценятся. А я скажу, что наши старики там тоже на хорошем счету. Разные женщины предлагали мне осесть у них в Европе, на виллах, в достатке и сытости. Но деньги мне не нужны. Я хочу пожить перед смертью.
Студентка-медичка
У Галины Булатовой в 78 жизнь только начинается – студенческая. Месяц назад она поступила сразу на второй курс Анапского медколледжа, чтобы стать медсестрой.
– Еще в 43-м нас, школьниц, отправили в госпиталь раненых выхаживать, – вспоминает Галина Брониславовна. – Мне тогда было 13 лет, а к концу войны я уже все умела как медсестра. Собралась после школы поступать в медицинский – Пирогова или Сеченова. Но там тогда общежитие не давали, это было важно. И я в итоге отучилась в Станкине, стала инженером-конструктором.
Она продолжала мечтать о другой, любимой профессии. Но когда снова появилась возможность учиться, у дочери обнаружили астму, пришлось переехать в Анапу.
– Дочери стало легче, но потом муж увез ее на Украину, а в той области были урановые шахты, и моя девочка умерла, – рассказывает Галина Булатова. – Мне пришлось растить ее маленьких деток. Теперь внучка сама учится в сельскохозяйственном, а парень вуз уже закончил и дико удивился, что я снова стала студенткой.
На самом деле пальцем у виска крутили все – соседи, знакомые. В приемной комиссии на старушку смотрели с усмешкой. Но мечта не может быть позором.
– Я на «отлично» сдала вступительные – диктант и биологию устно, – говорит студентка. – Никаких поблажек мне не делали. Теперь хожу на занятия с 8 до 15. Материал сложный, но интересный. А учебные кабинеты сразу напомнили мне госпиталь.
Первый шок уже прошел, и даже 17-летние сокурсницы к бабушке привыкли. Они обсуждают с ней современную музыку и просят житейских советов. Через три года Булатова закончит колледж и окажется самой пожилой выпускницей России. Обгонит пенсионера Илью Осипова, который к 70 годам умудрился получить 22 диплома. А для Булатовой второй станет последним и самым желанным. Это ведь не просто блажь, а для дела.
– Последние 10 лет я работала с детьми-инвалидами: закончила курсы массажа и занималась с ними лечебной физкультурой, – говорит она. – После колледжа я смогу помогать им всерьез.
Да, этим старичкам помогать не надо. Они сами другим помогут. Заработают больше всех и сделают лучше всех. Вместо того чтобы отсиживаться на скамейке списанных и запасных, успеют забить несколько красивых голов в ворота судьбы.