Не имей сто рублей, а имей – пятьсот

«Собеседник» уже оценил вкус художников, избравших Красноярскую ГЭС, питерскую Биржу и московский Большой театр в качестве визиток на дорогих нашему карману и сердцу дензнаках. А между тем ставки растут.

Сегодня мы полюбуемся на «пятисотенные» виды, предложенные дизайнерами Банка России в самом северном из окупюренных городов страны – Архангельске.



Петр I и его двойники

Портреты монархов правящего дома на деньгах – дело обычное. А вот на купюрах республики найти лик царственной особы – это случай уникальный.
В постсоветской России до появления 500-рублевой купюры образы реальных людей (не говоря уже о монархах) на деньгах не встречались, и вдруг нате вам – Петр собственной персоной. Любопытно, что и на купюре Российской империи номиналом в 500 рублей 1898 года, и на банкноте такого же достоинства 1912 года выпуска на нас смотрит тот же грозный лик основателя Северной Пальмиры.
Правда, пятисотрублевку образца 1998 года украшает не портрет царя-реформатора, а его скульптурный образ, созданный известным мастером жанра Марком Антокольским.
«Петра I» Антокольский создал в 1872 году, находясь на лечении в Риме. Его Петр, облаченный в форму гвардейца Преображенского полка, резок, быстр и динамичен… Острый взгляд императора устремлен вдаль. Неудивительно, что скульптура так полюбилась публике, что копии ее были позже установлены в Петербурге, Таганроге и Архангельске.
Получается, далеко не эксклюзивен этот купюрный образ города. Памятник, ставший по воле художника Гознака визиткой северного порта России, был установлен в центре Архангельска в 1911 году по инициативе тогдашнего губернатора Сосновского.
Архангелогородцам, наверное, обидно, что из всех возможных достопримечательностей города на деньги попал самый неоригинальный. С другой стороны, рады таганрогцы. Земляки Антона Чехова могут говорить, что и их город отмечен на купюре. Вот только здание Морского вокзала за спиной у императора все-таки указывает на «прописку» этого памятника-двойника.

Монастырь или лагерь?

Обратную же сторону купюры украсил вид вовсе даже не Архангельска, а Соловецкого монастыря, основанного в 1436 году монахами Зосимой, Савватием и Германом.
Помните знаменитую Кемскую волость, которую чуть было не отдал шведам по глупости своей и.о. царя Иван Васильевич Бунша? Так вот, Соловецкий монастырь наряду с этой самой волостью был одним из важнейших форпостов России в средние века. Именно отсюда, из стен монастыря, изображенного на полутысячной купюре, возвысился до митрополита Московского некогда скромный игумен Филипп. А в памяти народной он остался еще и потому, что спорил с грозным царем Иваном, который пренебрежительно называл его письма к монарху «филькиными грамотами». Вот так начнешь изучать художества на денежках и узнаешь необычную историю вроде бы избитых фраз.
Но были в биографии этого величественного кремля и трагические страницы. Во времена старообрядческого раскола монастырь принял сторону раскольников и в 1676 году был взят после длительной осады.
А в годы советской власти граждан страны пугал СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения, где отбывали срок «враги народа» – духовенство, офицеры белого движения, дворяне и эсеры. По иронии судьбы приказ о ликвидации монастыря в 1920 году отдал большевик Кедров, уроженец… Архангельска.
Однако художник, рисовавший монастырь для пятисотки, не избежал ошибок, порой символических, а порой даже зловещих.
Если внимательно посмотреть на картинку, милую взгляду простого россиянина в день получки, то видно, что монастырь изображен не со стороны моря, а с противоположного берега тесного Святого озера. Судоходство по нему никак невозможно, ибо мелок сей водоем.
А вот вторая ошибка уже более зловеща. Дело в том, что ныне церкви Соловецкого монастыря, восстановленного в 90-х годах прошлого века, увенчаны куполами и крестами. А на купюре мы видим четырехскатные крыши без крестов. Такой вид они имели с 1923 по 1960 год. Вот и получается, что на купюре мы лицезрим не монастырь, а все тот же Соловецкий лагерь...




















Как Магдалена стала мужчиной


Но чтобы не заканчивать наше путешествие на столь грустной ноте, вернемся в Архангельск. Для этого вновь повернем 500-рублевую купюру лицевой стороной и обратимся к еще одному персонажу. Да-да, мы имеем в виду парусник, стоящий на рейде северного порта России. Это не простой корабль, история его весьма любопытна и занимательна. Ведь это легендарный барк «Седов», отмечающий в этом году 87-летие. Самый большой в мире учебный парусный корабль был спущен на воду в немецком городе Киль и носил при крещении имя «Магдалена Виннен» в честь родственницы владельца судоходной компании, его построившей. Плавал он в Южную Америку и Австралию под этим именем. В 1936 году парусник сменил женское имя на мужское – «Коммодор Йонсен» и с началом Второй мировой войны был мобилизован для нужд военного флота. А в 1946 году он в качестве трофея достался СССР и в первое плавание под советским флагом и новым именем – «Седов» вышел в море в 1952 году.
Его изображение на купюре, посвященной Архангельску, вовсе не случайно. Ведь именно из этого порта отправился в свою экспедицию знаменитый исследователь Арктики Георгий Седов…

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика