Зачистка Сталина
Перед началом учебного года издательство «Просвещение» обнародовало концепцию нового учебника истории России с 1900 по 1945 год. Школярам предлагается усвоить ту мысль, что Сталин был «рациональным управленцем», а «большой террор»… «прагматичным инструментом решения задач».
Изданная концепция представляет пока набор основных тезисов, сам учебник по ней будет готов только к будущему году. Но учителей-историков уже сейчас собрали. В прошлом году им так же представляли первую часть учебника «История России. 1945–2007 годы». Труд вызвал бурные споры, уже тогда Сталин был назван «эффективным менеджером». И по этой книге старшеклассники учатся сейчас. Теперь те же авторы в подробностях излагают и остальные «успехи» правления «отца народов».
Например, вполне логически объясняются массовые репрессии. Просто-напросто «Сталин не знал, от кого именно можно ожидать удара». И «опасения лидера страны утратить контроль над ситуацией были главной причиной «большого террора».
– Из этих тезисов создается ощущение, что массовые репрессии – вполне нормальное средство самозащиты власти, – поражается кандидат исторических наук Александр Воронин.
Действительно, по мнению авторов, «Сталин действовал в конкретно-исторической ситуации, действовал (как управленец) вполне рационально – как охранитель системы». Таким образом система охранялась до лета 1938 года, когда «Сталину стало ясно, что монолитная модель общества реализована». Но для террора возникли новые «рациональные» причины. Конц-
лагеря стали всесоюзной кузницей кадров, а Берия – энергичным менеджером по персоналу: «…по разнарядкам НКВД обеспечивались плановые аресты инженеров и специалистов, необходимых для решения оборонных и иных задач на Дальнем Востоке, в Сибири. Террор превращался в прагматичный инструмент решения народно-хозяйственных задач».
– Какие после этого должны сложиться моральные установки у школьников? – говорит историк Воронин. – Что террор решает кадровые вопросы? Что людей можно отправлять в ссылку, лишь бы работали на страну?
При этом оказывается, что не так уж много наемных заключенных «сгорело» на такой работе. К жертвам репрессий авторы причисляют лишь «осужденных к смертной казни и расстрелянных лиц». Миллионы тех, кто выжил, отсидев десятки лет в лагерях, придут в восторг от такого подхода.
Собственно, все прочие издевательства над людьми, вроде коллективизации, депортации народов, оправдываются все в той же невозмутимой манере. Например, оказывается, что «организованного голода на селе в СССР не было». Голод, по мнению авторов новой концепции, «был связан с погодными условиями». И погибло от него «не 10 млн, как пишут украинские историки», а «всего» 2–3 млн.
– Эти тезисы идут вразрез с реальными фактами и историческими документами, – считает Александр Воронин. – Занижаются цифры пострадавших, ни слова про ГУЛАГ, показательные процессы. В целом оценка событий просто аморальна. Ясно, что каждая власть по-своему и для себя пересматривает историю. Страшно, что теперь, всего лишь после каких-то 20 лет открытой правды, наступила эпоха такой точки зрения.
Кстати, выпуская предыдущий учебник, авторы не скрывали, что он заказан властью. И призван воспитать новое поколение школьников «истинными патриотами». Патриотизм в итоге оказался дороже истины.
– Да, здесь представлены весьма сдержанные оценки эпохи сталинизма, – говорит Дмитрий Лукьянов, доцент кафедры истории России нового времени. – Но до выпуска самого учебника есть время, концепция еще будет обсуждаться, и мы надеемся, что некоторые установки пересмотрят.
У тех, кто ближе к теме, подобных иллюзий нет. Разнарядку уже спустили.
– Нам посоветовали уже сейчас давать предмет в соответствии с новой концепцией, – рассказал один из учителей-историков, бывших на презентации учебника. – Вообще, как я понял, теперь считается, что, рассказывая детям правду о тоталитаризме, учителя бросают тень на страну. Еще слышал такое мнение, что резкое осуждение сталинского режима, начавшееся со времен перестройки, это заказ западных идеологов. Вот мы это обсуждали с коллегой, учителем-словесником. А как же писатели – Платонов, Ахматова, Гумилев, Гроссман? Им тоже заказывали с Запада? Слава богу, из литературы школьники пока могут узнать истину. Хотя, возможно, этих писателей скоро снова вырежут из школьного курса.