Стагнируем?
Сейчас все озабочены спадом роста промышленности России, который, по данным независимых мониторингов банка «ВТБ Европа» и Института экономики переходного периода, будет за август одним из худших с 1999 г. После майского роста в 6,7% в июне промышленность неожиданно сбросила темпы до 0,9%. Это случайность, надеялись эксперты. Но июль выдался лишь чуть лучше – 3,2%, констатировал Росстат. И вот теперь август…
Впрочем, на мой взгляд, тенденция еще может переломиться. Ведь хозяйственная деятельность – это как езда на велосипеде. Чтобы держать равновесие, надо ехать непрерывно. И не паниковать, если повело в какую-то сторону.
Думаю, на основании данных трех месяцев мы не можем делать выводов о том, что в экономике наступает фаза стагнации. Главная проблема в обеспечении экономического роста – активность бизнеса. Сказать, что она высокая, не могу. Но и уверять, что она резко падает, у меня нет оснований. Российский предприниматель хочет работать. Но иногда развитие идет не благодаря, а вопреки.
Не исключено, что мы наблюдаем последствия некоторых шагов наших лидеров. Так, в июне премьер «наехал» на г‑на Артемьева, пеняя ему за высокие цены на молоко, в июле похожая ситуация произошла с производителем кокса «Мечел»… То есть правительство стало бороться с инфляцией, хватаясь за цены на отдельные товары. Для рыночной экономики такое обращение неприемлемо. Можно «наезжать» на компании-монополисты, но это серьезное дело – суд и все такое. А здесь, по выражению президента, просто «кошмарят» бизнес. Но если власть так делает, то она должна быть готова к снижению деловой активности, к падению роста производства. Если в стране не работают рыночные стимулы, не стоит делать прогнозы о сохранении темпов роста ВВП и о модернизации экономики.