Экран с овчинку
На прошлой неделе на «Первом канале» избрали новый совет директоров. Возглавил его вице-премьер, руководитель аппарата правительства Сергей Собянин.
Он сменил на этом посту главу президентской администрации Сергея Нарышкина. Тут же пошли разговоры, что правительство готовится к непопулярным мерам и в лучших революционных традициях берет на ручное управление главный для населения источник информации. Тем более что в составе совета директоров «Первого» есть еще один стопроцентно путинский человек – его бывший пресс-секретарь, а ныне зам Нарышкина Алексей Громов. Остальные члены совета также не оставляют сомнений в своей лояльности: советник президента Михаил Лесин, замглавы Федерального агентства по управлению государственным имуществом Илья Петров, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров, гендиректор «Первого канала» Константин Эрнст, его зам Кирилл Клейменов и кинорежиссер Никита Михалков.
Что такого непопулярного в условиях кризиса могут придумать в Белом доме, даже гадать не стоит. Очередная монетизация или деноминация вряд ли удивит сегодня кого-то. Оберегать рейтинг премьера или президента в нынешних условиях – это все равно что дуршлаг в качестве зонтика использовать. Да, «Первый» и «Россия», на которой теперь президент ведет задушевные беседы о кризисе, – самые популярные каналы, даже в самых медвежьих углах от них телезрителям не скрыться. Однако наш народ давно не верит ни глазам своим, ни ушам, когда речь идет о выпусках новостей по ТВ. Трудно верить агитационной машине, если остаешься без работы да еще и с кучей долгов. Самые продвинутые россияне давно утоляют информационный голод в Интернете. Там можно, например, почитать откровения телевизионщиков о том, какую начальство дает установку по освещению неприятных для власти тем.
Впрочем, наличие цензуры не скрывают даже зубры государственного телевидения. Так, Николай Сванидзе в Челябинске прямо заявил: «Да, официально у нас в стране цензуры нет, но ведь и секса в Советском Союзе тоже не было. Конечно, все есть – и секс, и цензура. Не нужно забывать, что журналист, если он, конечно, не владелец СМИ, подчиняется своему редактору. Он не имеет права его подставлять. Его руководство платит ему деньги. Нужно понимать, что в каждом СМИ, в том числе и западном, существует своя редакционная политика. Не нравится – уходи». Пока уходят зрители. Некоторые – в фан-клуб Петросяна, а иные и сразу в уличную оппозицию.