С чистой совестью и яйцом
Объявлен короткий список «Нацбеста»
В финал петербургской премии «Национальный бестселлер» на этот раз попали следующие шесть текстов: «Грех» Захара Прилепина, «Человек с яйцом» Льва Данилкина, «Люди с чистой совестью» Анны Козловой, «Мезенцефалон» Юрия Бригадира, «Спать и верить» Андрея Тургенева (Вячеслава Курицына) и «Два ларца: бирюзовый и нефритовый» Александра Секацкого.
Гадать, у кого предпочтительные шансы, в этой ситуации почти бесполезно: трудно понять, что заставило Льва Данилкина истратить два года, 700 страниц, много таланта и остроумия на литературную биографию Александра Проханова. Воля ваша, лучше читать тексты самого Проханова. Еще трудней догадаться, зачем Вячеславу Курицыну понадобилось сочинять альтернативно-исторический роман о блокаде Ленинграда. Реальность опять-таки страшней и значительней любых вымыслов.
По-настоящему интересны «Грех» Прилепина и «Люди с чистой совестью» Козловой, и при всей симпатии к прилепинскому «роману в рассказах» я проголосовал бы за Козлову. Дело не в том, что она хорошо пишет (пишет она, пожалуй, хуже всех в этом списке – по крайней мере, нейтральней). Но ее книга создана по горячим следам нескольких крупных политических скандалов прошлого года. В герое угадывается муж Козловой Сергей Шаргунов; в сюжетных перипетиях – обстоятельства его попадания в предвыборный список «Справедливой России» и вылетания оттуда… Короче, это вещь живая, злая, продиктованная искренней ненавистью к текущему моменту – и к себе. Финальный образ железобетонного дворца, возводимого на гнойной ране – точный и жестокий символ всей нынешней России. А «Нацбест» с самого начала зарекомендовал себя как премия, ориентированная на актуальную литературу. Книга Козловой актуальна в лучшем смысле слова – и по теме, и по методу, и по доминирующей эмоции. Кстати, на «Нацбесте» еще никогда не побеждал молодой человек. А Козлова в этом списке младше всех.