Фильмы, которые всегда с тобой
В Америке эпоха сиквелов наступила давно. Высоколобые критики прочат ей скорый закат, но скорее выдают желаемое за действительное. За сто с лишним лет истории кино было снято много хороших фильмов, для которых все еще не придуманы продолжения и переделки. А зритель, что там ни говори, выбирает уже известное. Усилия со всех сторон минимальные, результат – налицо.
Российское кино старается не отставать. Сиквелы любимых фильмов выходили и в советские годы. Например, «Неуловимые мстители» или четыре фильма о резиденте с Георгием Жженовым. Быт эпохи перестройки экранизировали серии «Зимней вишни», новые времена возвестили о себе двумя «Братьями». Потом было общее томление, сменившееся ростом кинопроизводства на нефтяных деньгах. В эти благополучные времена Россия быстро усвоила технику сиквелов. Особую любовь зрителя завоевали не новомодные «Дозоры» и «Бумер», а все те же «Старые песни о главном». Продолжение «Иронии судьбы» подверглось шквальной критике, но все равно побило рекорды кассовых сборов. Ностальгия взяла свое. Только что в прокат вышли давно обещанные «мушкетеры». Успех запрограммирован. Даже если зритель останется недоволен, его глаза все равно затуманятся.
Михаил Боярский долго сомневался, соглашаться ли на этот проект. Победили дружба и авантюризм.
– Если честно, д’Артаньян – это проклятие всей моей жизни, – признается актер. – После этой роли я превратился в Волка, кота Матвея, шевалье де Брильи и Черного Джека. Только жанровые фильмы и роли с песнями. Жаловаться, конечно, грех. Но если бы не театр, я не знаю, как бы я состоялся как актер. «Возвращение мушкетеров» – это проект, в котором я участвовал, чтобы почувствовать давление времени и необходимость преемственности. У нас с этим так себе. А мы взяли и сделали. И потом, Дюма – это вечный материал. Он действует на вас помимо вашей воли. Это же детство.
Зритель ждет от продолжений и переделок именно погружения в детство. Нам страшно двигаться дальше. Свою слабость мы облегченно переносим на потребление искусства. Выбирая предсказуемость, зритель особенно рискует испортить себе настроение. Но игра стоит свеч.
Максим Пежемский, автор криминальной комедии «Мама, не горюй», ее удачного продолжения, а также сиквела «Любовь-морковь-2», любит повторять, что главное качество русских продюсеров – трусость. Даже в «лихие» 90-е гениальный сценарий к «Мама, не горюй» Константина Мурзенко никто не решался отдавать в производство. «После того как фильм все-таки вышел, все, конечно, только и делали, что поздравляли с успехом», – едко добавляет режиссер. Что ж, такова простая логика рынка. Кто не рискует, тот не срывает банк на наших сокровенных воспоминаниях. От сиквелов нам не уйти.