Главный по кремлевским кадрам
Кто в стране будет главным после 7 мая, знает лишь помощник Путина Игорь Шувалов.
Редкий обыватель распознает Игоря Шувалова в лицо. И еще более редкий догадывается, кто такой вообще этот Игорь Шувалов. Даже те, кто краем уха слышал о нем, плохо понимают, чем он занимается.
А ведь всего четыре года назад именно Шувалова в Кремле всерьез примеряли на пост премьера (вместо Касьянова). А несколько месяцев тому – на роль преемника из табакерки (вместо Медведева и Иванова). Да и новую схему строительства вертикали высшей власти на днях доверено построить не Игорю Сечину и не Владиславу Суркову, а незаметному Шувалову. Неспроста.
При этом не только сам Игорь Шувалов не любит рассказывать о себе, но и его знакомые – о нем. Говорят: «Он этого не одобрит».
Немногословна даже опубликованная биография: родился чиновник 4 января 1967 года в магаданском поселке Билибино, который позже отошел к Чукотке.
– Но сам он нездешний, – рассказывают местные. – Просто его родители зарабатывали здесь северную деньгу. Слышали, что у Шувалова еще есть сводная сестра Лена, которая старше его на пять лет. Но скоро все они уехали в Москву.
В столице Игорь окончил обычную городскую школу. Учился неплохо, но с первого захода в вуз не попал. Пришлось несколько месяцев проторчать в минпромовском НИИ «Экос».
– Числился он у нас лаборантом и вел картотеку личных дел сотрудников, – пояснили в институте. – А выбыл в связи с достижением призывного возраста.
Два года в сапогах не прошли для Шувалова даром. Прямо с плаца он промаршировал на рабфак МГУ, откуда в 1988-м поступил на юридический.
Семейный юрист
Однокурсники Шувалова тоже говорят о нем только общие фразы:
– Учился лучше всех, был именным стипендиатом, активистом и очень любил командовать. На пятом курсе его даже послали на преддипломную стажировку в Штаты. В Америке он пробыл полгода, несмотря на то, что дома осталась беременная жена.
С однокурсницей Ольгой Игорь расписался сразу перед стажировкой – в ноябре 92-го. Свадьба была скромная – без банкета, все немногие деньги потратили на длинный лимузин. В этом мае сыну Шуваловых стукнет уже 15. Растут в семье и две девочки: девятилетняя Маша и шестилетняя Настя. (Чиновник еще в альма-матер мечтал иметь не меньше трех детей.) Резвятся в доме и собаки: Буся, Тэсс и Тотошка – редкой для России породы корги. Не лабрадоры, конечно, но при английском дворе, например, корги в большом почете.
Впрочем, почти сразу после окончания МГУ Шувалов, кроме своей семьи, вошел еще в одну, ту, что до сих пор пишется с большой буквы. Проторчав несколько месяцев в правовом департаменте МИД, он перешел работать в адвокатское бюро «АЛМ», созданное близким к Семье бизнесменом Александром Мамутом.
– В МИД Шувалов познакомился с Романом Колодкиным, другом и однокурсником Сани, – рассказал приятель Мамута. – Рома и порекомендовал Сане этого толкового парня.
Уже через два года Мамут произвел Шувалова из старшего юрисконсульта в директора своего бюро, поспособствовал созданию им ряда фирм, свел с Березовским и Абрамовичем. Но теперь об этом вспоминать не любит. Наверное, обижается. После того как в 98-м Шувалов возглавил Российский фонд федерального имущества, он от Мамута «равноудалился».
Исполнительный исполнитель
Впрочем, совсем с олигархами Шувалов все-таки не порвал. Даже особняк себе приобрел на Сколковском шоссе (в двух километрах от МКАДа), по соседству с поселком топ-менеджеров «Сибнефти». И если в детский сад его сын Женя ходил самый обычный, то в школе одноклассниками мальчика числились юные Абрамович, Авен и Йордан. Первое время Женя даже комплексовал перед сверстниками из-за того, что у его папы такой маленький (меньше тысячи квадратных метров) дом.
Впрочем, уже в конце 90-х Игорь Шувалов был человеком весьма обеспеченным по меркам простого чиновника. И от подчиненных требовал выглядеть подобающе статусу своего шефа, то есть себя. Шоферов, например, заставлял носить белую рубашку и галстук. При этом, по словам одного его зама – Зумруд Рустамовой, формалистом Шувалов не был:
– Просто он умеет и любит руководить, хотя и делает это жестко.
Именно такой человек и понадобился главе президентской администрации Александру Волошину, когда в мае 2000 года формировался новый кабинет министров. Сразу заговорили, что авторитарный Шувалов стал главой аппарата Касьянова, чтобы контролировать понаехавших в Белый дом питерцев. Даже слухи поползли, будто он лично отлавливает опоздавших чиновников на проходной и заставляет их зубрить Конституцию.
– Приход на работу и уход с работы он никогда не хронометрировал, – опровергает тогдашний заместитель Шувалова Алексей Волин. – Сам он приезжал на работу где-то к 8 утра, но я, например, к 11. И никаких проблем не возникало. У него единственная была позиция: чтобы люди нормально работали. Шувалов исповедовал тот принцип, что нужно просто грамотно организовать процедуру.
Саму процедуру он выстроил так, что стал чуть ли не вторым, если не первым человеком в правительстве. Даже не стеснялся лично корректировать подготовленные министерствами документы. Очень скоро Касьянову это перестало нравиться, зато Путину, который все больше начинал коситься на Белый дом, пришлось по душе. В мае 2003-го президент предложил Шувалову стать его помощником. Тот долго не размышлял и, как обычно, не прогадал.
Больше, чем аппаратчик
С отставкой Касьянова несколько месяцев спустя власть в стране окончательно перешла к президенту. Вот тут-то Шувалов и развернулся. На него легли и разработка нацпроектов, и мониторинг исполнения посланий Путина, и представительство в «Большой восьмерке», и контроль над регионами.
Еще год назад все шло к тому, что именно Игорь Шувалов может стать реальным преемником президента. Он даже сам на это намекал:
– Люди говорят о двух возможных кандидатах, но президент может подготовить сюрприз, и тогда к концу года (2007-го) мы услышим о третьем персонаже.
Но президент отвел помощнику другую роль, сейчас от него зависит, как будет выглядеть новая российская вертикаль…
– Решение назначить господина Шувалова ответственным за формирование новой структуры власти – это операция «Прикрытие», – считает Борис Немцов. – Шувалов – крепкий аппаратчик и очень квалифицированный эксперт, но он не имеет политического веса.
Однако именно благодаря отсутствию этого веса Игорь Шувалов умудряется выплывать в любых политических условиях. Более того, он как никто другой умеет предчувствовать их изменение. Сейчас ему, например, одновременно прочат должности и в аппарате правительства, и в администрации президента. И по тому, какое место работы он выберет, можно будет судить, как себе видит ближайшее будущее страны один из верхних чиновников. В своей оценке политической конъюнктуры Шувалов не ошибался никогда.