Культ семьи
Югра – удивительный край. Здесь рожают больше, чем в других регионах. Детей усыновляют чаще. И живут дольше.
Аномальный беби-бум
Этот год в стране был объявлен Годом семьи, а в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре свой региональный Год семьи впервые провели еще четыре года назад. И с тех пор здесь идет постоянная битва за человеческий «урожай», и «вести с полей» всегда позитивны: в прошлом году родилось на 6% больше детей, чем в позапрошлом, а в этом – уже 14% роста. Непрерывный беби-бум, в отличие от других регионов. Потому что рожать здесь и престижно, и выгодно, невзирая на кризис. К примеру, окружная программа демографического развития предусматривает аж 22 вида пособий семьям с детьми.
– Даже молодая мама у нас может неплохо «зарабатывать», – шутит Ирина Полякова, сама недавно родившая второго ребенка. – Если рожаешь ребенка в первые два года брака, округ выдает тебе пособие 5000 рублей. За второго сыночка мы получили уже 10 тысяч, если будет третий – получим 15 тысяч. Кроме того, на детей до трех лет положено ежемесячное пособие в 5000 рублей, с трех до четырех лет – 2500.
Мало того, теперь родители получают пособия даже тогда, когда отдают детей в школу. Отвел первого ребенка в первый класс – получил 6000 рублей, второй начал учиться – 9000. Однако детей в Югре, конечно, рожают не из-за денег. Просто материальная помощь – это приятное дополнение. А основные стимулы стараются искать в моральной плоскости. Здесь даже ввели свой наградной знак вместо отмененного государством звания матери-героини.
– Тем самым мы повышаем престиж семьи, ломаем негативные стереотипы, – говорят в пресс-службе губернатора ХМАО – Югры. – Например, в целом по стране считается, что иметь много детей безответственно. А мы поддерживаем многодетные семьи, в том числе и материально, и в прошлом году их число выросло аж на 8%. И молодая мама у нас не просто домохозяйка, которая сидит на шее у мужа, она занимается важным государственным делом – воспитывает гражданина.
И при этом каждая молодая мама в Югре уверена в том, что даже после декрета не останется без работы.
– Сидя дома с малышом, женщина может поддержать квалификацию и даже получить новую профессию, – рассказывает представитель департамента труда и соцзащиты населения ХМАО – Югры Ольга Матросова, – дистанционно пройти различные курсы – туризма, языка, бизнеса. При этом она получает стипендию, такую же, как и пособие на ребенка – 5000 рублей. А после декрета ей помогут в поиске работы. В четырех крупных городах у нас действуют специальные пункты занятости для женщин с детьми. Поэтому женщины рожают, не опасаясь за свое будущее.
Сиротам не место в детдоме
Государственные центры, службы, общественные клубы и курсы – в Югре все ориентировано на семью. Есть лишь одно место, где система дает сбой. Здесь стараются как можно меньше вкладываться в развитие детдомов, а в будущем хотят и вовсе сократить число детей-сирот до нуля.
– Например, сейчас у нас 5000 сирот, это всего 1,5% населения, – говорит представитель департамента науки и образования ХМАО – Югры Ирина Мусатова. – И только 920 малышей находятся в детдомах (в прошлом году их было 1240). Все остальные уже нашли себе семьи.
До этого проблема детей-отказников стояла в Югре довольно остро. Причем часто в приюты возвращали уже усыновленных детей.
– И мы поняли, что нужна система обучения и сопровождения приемных родителей, – продолжает Ирина Мусатова. – Создали специальные службы на базе детских домов. Здесь усыновители могут в любое время получить помощь – психолога, медика, соцработника. Уже при выборе ребенка мы объясняем все перспективы, стараемся, чтобы семья и малыш оказались совместимы. В этом году заработали курсы обучения усыновителей. Ускоренные – для людей с педагогическим образованием и расширенные – для остальных. В следующем году сможем обучать их даже дистанционно – по телефону и Интернету.
В округе работает и служба поддержки тех семей, которые рискуют добровольно потерять своих детей. По всей России их называют неблагополучными, а тут «семьями в трудной жизненной ситуации».
– Каждый такой случай на контроле, – уточняет Ирина Мусатова. – Если это одинокая мать, готовая отказаться от ребенка из-за материальных проблем, ей помогают оформить льготы и найти работу. Проблемы с жильем – поселяют в общежитие. Нет средств на коммунальные платежи – выделяют субсидии.
Тук-тук, я ваш социальный участковый!
А с будущего года в Югре впервые внедряется служба социальных участковых.
– Как и обычные участковые, они будут ходить по семьям, узнавать о нуждах людей, вовремя оказывать помощь, – рассказал специалист департамента труда и соцзащиты населения ХМАО –Югры Александр Знаменский. – Кроме того, у нас в рамках российско-шведского проекта вводится сеть социальных контактов. Ответственный по семье привлекает к работе всех нужных специалистов – психологов, врачей, нарколога, если в семье кто-то пьющий. Если есть неплательщики – специалистов по ЖКХ. Чтобы человек не обивал пороги, не искал чиновников, а они сами готовы были ему помочь.
Борьба со смертностью
Еще 10 лет назад Югра по количеству родовых смертей была в тройке лидеров. Сейчас показатели младенческой и материнской смертности здесь ниже европейских, не говоря уже об отечественных.
– Если ребенок рождается раньше срока, высок риск инвалидности и даже смерти, – говорит помощник первого заместителя председателя правительства ХМАО – Югры по вопросам социальной политики Алексей Некрасов. – В России считается, что недоношенных детей стоит выхаживать при весе от 900 граммов. В Европе – от 600. А мы благодаря высоким технологиям и классным специалистам реабилитируем малышей от 500 граммов.
Анна Гузеева специально приехала рожать в Ханты-Мансийск из Омска. Ждала двойню, а при этом риск недоношенности возрастает. Не без усилий, но здесь спасли обоих ее детей. Анна считает, что, если бы рожала дома, неизвестно, как бы обернулось дело…
В Югре плотно борются и с основными причинами смертности взрослого населения.
– Мы сосредоточились на главных – например сердечно-сосудистых заболеваниях, – рассказал представитель департамента здравоохранения ХМАО – Югры Сергей Щукин. – Построили современный кардиоцентр, высокие технологии позволяют снизить летальность от инфаркта до 7,5%, кое-где и до 5% – как в Европе. Мало того, у нас все учреждения связаны в единую систему телемедицины, и даже врач из сельской больницы может быстро связаться с лучшими кардиохирургами и по их консультации оказать необходимую высококвалифицированную помощь.
Кроме решения сердечных проблем, в округе начинается масштабная борьба с раком. Здесь строят свой онкоцентр, а специалисты для него уже стажируются за рубежом.
– Еще один показатель смертности – в ДТП – нам также удалось снизить, – говорит Алексей Некрасов. – Ведь чаще всего люди гибнут в катастрофах только потому, что помощь не оказывается вовремя. Мы создали свой центр санавиации, закупили несколько вертолетов, оборудованных по последнему слову медицины. Таких нет даже у МЧС. Вдобавок на основных магистралях разместили дополнительные пункты скорой помощи.
Вся эта работа ведется последние два-три года. Конечно, все это огромные расходы. Поэтому 80% окружного бюджета идет на социальные нужды – все демографически ориентированные проекты обходятся в целом округу в 37 миллиардов рублей. Почему нет? Прочные семьи, здоровые люди и счастливые дети – основные цели для любого цивилизованного общества.