У семи нянек дитя без дома
Жила-была девочка Маша, у которой были мама и папа, бабушка и дедушка и даже вполне бодрые прадедушка и прабабушка. Вот только когда в садике вдруг объявили карантин, выяснилось, что оставить Машу не с кем – беспризорное оказалось дитя у очень занятых нянек. Вместе с семейным психологом Натальей Панфиловой, членом Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, смотрим замечательную комедию «Карантин» и выясняем, что бывает с ребенком, если все в семье заняты своими делами.
Маша: тусовки на пользу, когда их немного
Когда Машин садик «заболел», жизнь ее близких превратилась в «Веселые старты» – кто быстрее стартует на работу. Стартовали они наперегонки, поэтому пятилетнюю Машу «скидывали» и «совали» сначала вахтерше тете Кате, потом папиному коллеге Аспидову, экскурсоводу Леночке, бабушке-машинистке, прадедушке-академику, студенту-дворнику, соседке – старой деве, соседке тете Полине, дедушке-писателю, маминой портнихе, снова бабушке, вахтеру Петровичу… Это, казалось бы, устраивало всех – и родителей, и саму Машу, но…
Мама: «Почему я?»
Мама Маши – молодой ученый: у нее опыты, беременные мышки, диссертация и проблемы в семье. Свекор (кстати, детский писатель) заявляет, что запретил бы женщинам диссертации: «наука это вполне выдержит», свекровь: «Ты у нас такая молоденькая, такая малооплачиваемая, вот и сидела бы с ребенком». Муж спрашивает в лоб: «Скажи, зачем ты родила ребенка?»
И другие: никто ничего не должен
Когда мама Маши узнает, что снова беременна, вся семья хором обещает ей всяческую поддержку. Когда-нибудь потом. Когда же речь снова заходит не о будущем ребенке, а о уже существующем – у которого все еще карантин в садике, разгорается скандал.
психолог:
– Есть дети-экстраверты, для них знакомство с новыми людьми и бесконечные походы в чужие дома – опыт интересный и полезный. Но если ребенок интроверт, для него частая смена персонажей – очень стрессовая ситуация. Если все детство – сплошные тусовки, в будущем у такого ребенка возникают проблемы: он не понимает, что такое близость, потому что в режиме реального времени не успевал строить близкие отношения со взрослыми – и взрослые не успевали по-настоящему привязываться к нему.
В принципе Маше уже 5 лет – это такой возраст, когда ей необходимо больше общаться со сверстниками, чем с родителями. Но ситуация, в которой она оказалась, означает, что ребенок вроде как нужен всем – и одновременно никому из близких. Вот это бесследно точно не проходит. Мама может писать сколько угодно диссертаций и ставить опытов – ребенок не должен видеть и чувствовать, что она торопится быстрее удрать из дома.
– Мама, конечно, не обязана бросать все и сидеть с Машей, но обязана была организовать жизнь так, чтобы ее «несидение» было для ребенка комфортным. В этой ситуации глупо искать крайнего, потому что им всегда будет мать.
Нельзя допускать, чтобы в жизни матери социальное конкурировало с личным. Так закладывается базовый конфликт между родителями и детьми. В советское время детей рожали по принципу «вот сейчас родим, а там как-нибудь». Сложно сказать, хорошо это или в корне неверно. Конечно, если работающая женщина забеременела – что и случилось с мамой Маши во второй раз, это вовсе не значит, что надо бежать на аборт. Но у нее есть 9 месяцев, чтобы подумать и придумать, что она будет делать, если… И не впадать при этом в крайности, как героиня другого фильма – «Блондинка за углом», которая «похоронила» сына еще до того, как его запланировали в реальности. Просто нужно пропустить через сознание мысль, что ребенок в корне меняет жизнь.
– На первый взгляд героев фильма можно понять: ясно, что кому-то придется поступиться своими интересами ради ребенка, но каждый думает: «почему я?» Глупо говорить, что кто-то конкретно в семье ДОЛЖЕН взять на себя ответственность. Это «должен» не пошло бы на пользу самой Маше. Нет ничего плохого, что мама хочет ставить на мышах опыты, дедушка – руководить своим институтом, бабушка – встречаться с поклонником, а прабабушка – учить не Машу чтению, а чужих детей русскому языку. И не в этом главное: если ситуация, случившаяся с героями, форс-мажор – разовая, кочевая жизнь не принесет девочке вреда. Однако она не должна становиться нормой. Если ребенок в таком режиме проживет год, это будет не полезно, даже если она экстраверт. Но это хороший урок для взрослых – и в конце фильма они, видимо, разобравшись в своих приоритетах, разом приходят нянчить Машу.
К счастью для всех, в этот прекрасный день в садике заканчивается карантин.