Кто отвечает за дебоши в небе?
8 апреля в Бангкоке совершил аварийную посадку самолет, на борту которого завязалась драка: один пассажир безуспешно пытался утихомирить другого. Знакомая картина, правда? Как в таких ситуациях вести себя обычному пассажиру?
Сцена первая: вам достались нетрезвые соседи. Запреты проносить на борт жидкости объемом больше 100 мл в одной емкости и открывать до посадки купленное в дьюти-фри проблему пьяных рейсов не решили. Теперь пассажиры напиваются до полета. Пускать ли пьяного в самолет, решает представитель авиакомпании-перевозчика: если пройдет фейс-контроль – полетит (и возможно, будет сидеть рядом с вами), не пройдет – увы. В полете вы можете попросить пересадить вас подальше от такого соседа, но это возможно, только если свободные места есть. Успокаивать буйных пассажиров – задача бортпроводника, так что зовите без раздумий и сомнений: они проходят специальную подготовку, в том числе психологическую, и умеют гасить очаги неуместной активности.
Сцена вторая: на борту завязалась драка. Если самолет еще на земле, проблема решается довольно просто: экипаж сообщает об инциденте в диспетчерский пункт аэропорта, оттуда информация поступает в линейный отдел внутренних дел, и на борт поднимаются милиционеры, чтобы снять дебошира с рейса. В таком случае виноватый скорее всего отделается штрафом. Экипаж может посадить и уже взлетевший самолет, а это дорогое удовольствие, и в таком случае на дебошира авиакомпания, возможно, подаст в суд. Кстати, выяснять с ним отношения в суде – правда, через претензию авиакомпании – могут и остальные пассажиры, если произошла серьезная задержка рейса. Если драка завязалась уже в полете, разбираться должны бортпроводники, это их обязанности. Они могут обратиться к пассажирам за помощью, но опережать события не стоит. При необходимости проводники могут применить и силу. А вот если силу примените вы, можете сойти за участника драки. Кстати, не стоит нервничать, принимая воспитательные беседы проводников с хулиганами за трусость и нежелание разбираться. Психологический способ урегулирования конфликта очень действен: угрозы и оскорбления только распаляют пьяного – уговорить его успокоиться гораздо легче, чем заставить силой.
Сцена третья: по прилете милиция забирает не только хулиганов – просит «пройти» и вас тоже. Это нормальная практика: для того чтобы привлечь их к ответственности, сотрудникам милиции нужны объяснительные от бортпроводников, заявление от командира экипажа и показания свидетелей. Они довольно часто отказываются, полагая, что придется полдня сидеть в отделении. На самом деле, по словам Александра Трушанина, заместителя начальника ЛУВД в аэропорту Домодедово, все процедуры занимают максимум 30–40 минут.
важно!
Еще одна неприятность, требующая привлечения милиции – кражи из багажа. В крупных аэропортах за всеми действиями сотрудников, имеющих доступ к багажу, и за происходящим в зоне выдачи следят видеокамеры. В Домодедово, например, эти записи в цифровом виде хранятся в течение нескольких лет и могут быть подняты в ходе расследования кражи. Обращаться с заявлением нужно в ЛУВД аэропорта – это можно сделать даже в том случае, если пропажу вы обнаружили уже дома.