На полпути из рабства
«Собеседник» побывал в специальном центре, где современных невольников возвращают в мир свободных людей.
Мы немы
Если тюрьма – чистилище для грешников, то Реабилитационный центр Международной организации по миграции (МОМ) – чистилище для их жертв. Всем прочим вход сюда строго заказан. Чтобы попасть на секретный объект, пришлось заручиться поддержкой не только МОМа, но и столичного УБОПа:
– А еще вы должны подписать бумагу о неразглашении адреса центра и имен сотрудников и пострадавших.
Немы должны быть не только бывшие рабы, но и те, кому известна их новая дислокация. Болтун – находка для работорговца. Правда, не в том случае, когда болтают сами рабы.
– Много разговариваешь – штраф, звонишь домой – штраф, отдыхаешь – штраф, – узбечки рассказывают, как им работалось на овощебазе в подмосковном поселке Чулково. Три недели назад во время милицейского рейда силовики освободили из плена 50 человек, в основном узбеков, которых держали в подвале предприимчивые азербайджанцы.
– Обещали платить 1500 $. За два месяца не дали ни копейки, – жалуется Юлдаш, который поддался на уговоры и подался в Россию, чтобы скопить денег дочери на свадьбу. Из всех освобожденных дать показания против бывших хозяев согласились лишь 13 человек. Остальные по привычке предпочли оставаться немыми.
Рубль тридцать
– Раньше к нам попадали в основном освобожденные от сексуального рабства, а теперь все больше вот таких, трудовых, – поясняют в центре.
Цепи и колодки остались в прошлом. Чтобы в XXI веке лишиться свободы, достаточно просто лишиться паспорта. Ну, или средств к существованию.
– Документы у нас азербайджанцы забрали, когда привезли в Подмосковье. Денег нет. И куда мы пойдем? – женщины объясняют, почему сами не очень рвались на свободу.
– Платили нам по рубль тридцать за чистку 1 кг лука, – рассказала одна из них («Мало, очень мало», – кивали головами остальные). – За день успевали очистить килограммов по 50–100. Правда, работать приходилось до трех ночи, почти без перерыва. А обещали 500 $ в месяц. Но мы денег так и не увидели – долги одни: за штрафы, за еду. Бесплатными у нас были только погода и вода. Спали в подвале на матрасах. Туалет – мусорка. А душ – просто сауна.
Видимо, это была шутка только для посвященных, поскольку все узбечки тотчас захохотали и на все расспросы про сауну отвечали улыбкой.
– Десятилитровую бочку знаешь? – объяснил чуть позже Юлдаш. – Кружкой из нее по очереди обливались.
Так бы мигранты и обливались из кружки, если бы в начале лета одна из рабынь, сославшись на боль в руке, вместо больницы не направилась в милицию. Теперь обыкновенные рабы стали рабами обстоятельств. Говорят:
– Документы все еще не вернули, они пока в прокуратуре. Да и денег по-прежнему нет. А без этого домой как вернешься! Скажут, уехали за деньгами, а вернулись с позором.
Из феодализма в коммунизм
За год с небольшим существования центра в нем побывали и россиянки, вызволенные из иностранных борделей, и гастарбайтеры, освобожденные от подневольных работ, и мать с дочкой, которых дагестанская попутка превратила в кавказских пленниц.
Но история пленных узбеков – открытый вызов учению Маркса. Из среднеазиатского феодализма они мечтали попасть в российский капитализм, но угодили в рабство, а теперь живут при коммунизме.
– Комнаты на три человека, белье чистое, врачи, питание пять раз в день, прогулки, телевизор, дивиди, – не успевает перечислять Юлдаш.
На 19 пострадавших (именно на столько человек рассчитан Реабилитационный центр МОМ) в отделении работают 11 специалистов, включая врача-терапевта, гинеколога, психолога, соцработника, медсестер и техперсонал.
В коридоре стоит беговая дорожка (для тех, кто хочет быстрей убежать от проблем?) и стеллаж с детективами, учебниками по истории и экономике и журналом «Туризм и отдых». Здешние читатели столько навидались, что отдых им точно необходим. Но вот парадокс – они еще больше хотят снова вкалывать.
– Надоело, – признаются, – бездельничать. Миграционная служба обещала найти для нас работу. Будем надеяться.
Надежда – это то, с чем жертвы торговли людьми выходят из этого чистилища. Во всяком случае, при прочтении книги отзывов ощущения, что кто-то вышел сломленным, не возникает. В ней полно ярких картинок и благодарностей: «До приезда к Вам весь мир был черно-белым… Спасибо за то, что Вы появились в наших наболевших от горя сердцах… Я поняла, что у меня все еще впереди…»