Психподготовка
Китайские прыгуны в воду, пловцы перед стартом сидят в плейерах. Вы думаете, они слушают музыку? Ошибаетесь! В наушниках звучат установки психолога! Между прочим, запрещенные нынче в горных лыжах и прыжках с трамплина. А ведь этой методикой наша сборная пользовалась еще в советское время, но на пекинскую Олимпиаду, увы, с командой отправился только один психолог.
Помощь по SMS
Капитан наших гимнасток опытная Анна Павлова падает с коронного снаряда – бревна, главная надежда на золото в тяжелой атлетике Светлана Царукаева получает «баранку» в рывке и со слезами покидает соревнования, основные претендентки на золото – российские ватерполистки уступают китаянкам и теряют шансы на любые медали, объявив обет молчания… В Поднебесной все катится в тартарары спорта, и это на 100 процентов психология – уверены отечественные специалисты.
– В сборной по плаванию есть психолог! Но по непонятным причинам он остался в Москве! – кипятится Анастасия Зуева, которую называли в числе фаворитов в 100-метровке на спине, а она приплыла лишь пятой. – Думаю, его помощь сейчас совсем бы не помешала.
Действительно, со сборной пловцов весь предолимпийский цикл работал доктор психологических наук Геннадий Горбунов, но в Пекин в последний момент он ехать отказался. Хотя федерация была готова оплатить ему поездку и даже выделить аккредитацию – несмотря на жесткую квоту.
Знаменитый психолог Рудольф Загайнов, который помог Алексею Ягудину выиграть Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити, после гибели Юли Арустамовой ушел в тень. По его словам, то обстоятельство не повлияло на его клиентов, он по-прежнему работает со многими спортсменами, но непосредственно в Пекин не полетел.
Зато отправился в Китай руководитель Имперского русского балета Гедиминас Таранда, который ведет в «Русском доме» культурные мероприятия и попутно, по его собственному признанию, выполняет роль «жилетки» для наших спортсменов. Психологов-то нет, а тренеры зачастую чуть что – сразу в крик: «Вы, засранцы, родину позорите! А она на вас бабки тратит!»
От лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК) на Олимпиаду тоже никто не поехал, предложив спортсменам технологию мобильной связи со спортсменами в режиме on-line.
– Врачи десяти сборных команд получили специальные пластиковые карточки нашего колл-центра с персональным кодом, – рассказывает заведующая лабораторией Ольга Тиунова. – Теперь круглосуточно по мобильному телефону, с помощью SMS, по электронной почте, используя WAP и WEB-сайты лаборатории, они сами или спортсмены могут оперативно получить консультацию, экстренную психологическую помощь. Подчеркиваю, круглосуточно и оперативно. Пока обращений не было. Значит, все идет более или менее по плану.
Интересно, по какому это плану все идет, если китайцы обставили всех по полной программе? Наверное, по китайскому. Ну конечно, у них на всю работают кадровые агентства и этих психологов в команде человек 30 или 40.
Психологов передают по наследству
– В советские годы в сборной практически в каждом виде спорта работал свой психолог, – рассказал нам профессор кафедры психологии Университета физкультуры и спорта Владимир Сопов. – Например, я с 1976 года на протяжении 11 лет курировал гребцов. Сколько тогда у нас было этих олимпийских чемпионов! Думаете, гребля на байдарке – это очень легко? На самом деле это как игра на скрипке, где каждым гребком надо виртуозно управлять. К сожалению, в 90-е годы все развалилось. И теперь руководители федераций просто не понимают, для чего им нужны психологи в штате. Например, мы сотрудничали с фехтовальщиками. Но 2 года назад они отказались от наших услуг: мол, у нас и так все хорошо. Результат на этой Олимпиаде вы сами знаете! Если у меня верная информация, на эту Олимпиаду в Пекин из психологов отправился лишь наш завкафедрой Альберт Родионов. И то на финальную стадию баскетбольного турнира.
Профессор признался «Собеседнику», что лично работает с некоторыми спортсменами в обход федераций, но назвать имена отказался – этика. Еще Сопов с сожалением вспоминает коллег, которые работали с советской сборной. Оказывается, они сегодня не поддерживают команду России не только в силу возрастных причин. Некоторые из них уехали в другие страны, а многие ушли в бизнес.
– Открыли собственные консалтинговые фирмы и кадровые агентства, ведь подбор кадров – это чистой воды психология. А там сейчас такие деньги крутятся! – вздыхает профессор. – Мы стараемся выращивать молодых, но они неохотно остаются в спорте. К примеру, обычный психолог в кадровом агентстве зарабатывает 2–3 тысячи долларов, у нас такие деньги может получать только очень заслуженный специалист. Тем не менее в этом году в РГУФКе наконец-то открывается специализация «спортивная психология». Мы 15 лет пробивали эту специальность, и наконец свершилось! Уверен, к Сочи мы вырастим отличных спортивных психологов.