24.09.2007

ПроЗРЕНИЕ

Ценить хорошее зрение может только тот, у кого с этим делом проблемы. А проблемы у многих. Врачи объясняют это платой за цивилизацию: наши предки большую часть времени смотрели вдаль, мы же проводим жизнь, уткнувшись в компьютер или книжку. В итоге до 70 процентов людей нуждаются в помощи офтальмологов, многие – в коррекции зрения.

Очки – это как костыли
Самый простой, доступный и нелюбимый из всех способов коррекции – это, конечно, очки. Две стеклянные линзы, через которые очкарик вынужден смотреть на окружающий мир. Очки ничего не лечат, только компенсируют недостатки зрения – это своеобразные «костыли» для глаз. Многие «в меру» близорукие граждане от очков отказываются, потому что якобы привыкли и научились обходиться без них. Однако очки все равно нужны, чтобы близорукость (или дальнозоркость) не прогрессировала – они снимают необходимость напрягать глаза, разгружают мышцы. Утверждение, будто глаза надо «тренировать», а очки «сажают» зрение, не выдерживает никакой критики. Тренировки хороши для талии и бедер, так называемую гимнастику для глаз делают вовсе не для того, чтобы их тренировать, а чтобы разгрузить. Любой офтальмолог скажет: если есть нарушения рефракции (то есть близорукость или дальнозоркость), нужны как минимум очки – и точка.
Для некоторых это вообще единственный способ компенсировать плохое зрение. Тут, как говорится, и стар и млад – маленькие дети и люди старше 40 лет. С годами хрусталик – линза, которая фокусирует изображение на сетчатке глаза – начинает терять свою эластичность, становится плотнее. Развивается возрастное нарушение зрения, от которого никто из нас не застрахован, – пресбиопия. Она не считается болезнью, и лечить ее медицина пока не умеет. Единственный выход в такой ситуации – очки.

Бывает, что линзы не подходят
Проблемы с ношением очков возникали всегда – как психологического плана, так и чисто бытового. Поэтому когда стали доступными контактные линзы, очкарики восприняли это как долго­жданный праздник на своей улице. Линзы больше всего облегчили жизнь тем, для кого трудно подобрать очки – и трудно потом носить, потому что выглядят они, мягко говоря, странно, если не сказать пугающе: это прежде всего люди с большим минусом и астигматизмом.
Сплошные, казалось бы, с линзами плюсы – их не видно, они не запотевают, не пачкаются, не сваливаются, не бьются, не ограничивают боковое зрение. Однако и этот вид коррекции имеет свои «но». К ним не так-то просто привыкнуть – и вовсе не потому, что приходится носить в глазах инородное тело (правильно подобранные линзы совершенно неощутимы). Главное удивление связано с тем, что все вокруг кажется большим. Это нормально и отражает реальную картину, просто минусовые очки предметы уменьшают. Тем, кто решил перейти на контактные линзы, врачи рекомендуют на радостях очки все-таки не выбрасывать – в некоторых ситуациях к ним придется вернуться: например, линзы нельзя носить, если вы простужены или воспалены глаза (в том числе при аллергическом конъюнктивите), в них не рекомендуется летать самолетами. Среди противопоказаний – травмы роговицы, применение лекарств, уменьшающих образование слезной жидкости. Существует и непереносимость линз – обладатели чувствительных глаз не могут носить даже самые простые и безобидные линзы-однодневки.

Операция: чик, и готово?
Лазерной коррекцией зрения лечат дальнозоркость до +6 диоптрий и близорукость до -16 диоптрий. Операция длится максимум 15 минут, уже через пару часов закоренелый очкарик будет видеть так, как не видел никогда в жизни. Это, кстати, многих пугает – нередко к врачам приходят с просьбой сделать не идеальное зрение, а «небольшой минус». Есть еще одно опасение, которое не дает многим решиться на операцию – то, что глаза после нее якобы будут особенно уязвимы. Однако это не про лазерную коррекцию, а про ее предшественницу – кератотомию, некогда очень популярную: на роговице глаза делалось до 12 насечек, после чего его действительно нужно было беречь от любых травм – даже небольших, случайных.
Лазерную коррекцию, конечно, тоже делают не всем: беременность, возраст до 18 лет, воспаления и тяжелые патологии глаз (например глаукома) – это причины, по которым с идеей навсегда решить проблему плохого зрения придется как минимум повременить.

кстати
Любые контактные линзы можно носить столько часов, сколько человек бодрствует – в среднем до 15, но не больше суток. Запишите себе на видном месте: линз, в которых можно было бы спать, в природе не существует!

кое-что на тему
1.Если мама и папа близоруки, велика вероятность, что дети получат эту проблему по наследству – вместе с анатомическим строением глаза, при котором его длина превышает норму.
2.Близорукость может быть врожденной; довольно часто ею страдают дети, родившиеся раньше срока. Однако такая миопия, как правило, не прогрессирует.
3.Ребенок появляется на свет с дальнозоркостью +3 диоптрии. Уже к первому классу 8% детей близоруки, к 12 годам – как минимум половина.
4.Жители северных широт с наступлением зимы видят хуже, чем в другое время – это нормальное явление.
5.Возрастные проблемы со зрением (прес­биопия) у близоруких людей начинаются позже, чем у дальнозорких.
6.Обещание привести зрение в идеальное состояние разного рода тренингами или биодобавками – чистой воды очковтирательство. Восстановить его без операции можно только в одном случае – если речь идет о ложной близорукости, связанной с хроническим перенапряжением глаз.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика