Просто Проня Прокоповна
Роль Прони Прокоповны в фильме «За двумя зайцами» принесла Маргарите Криницыной не только известность. Она стала драмой всей ее жизни. Как вспоминала сама Криницына: «Приклеив ярлык комедийной актрисы, мне вынесли приговор…»
«Я хотела быть красивенькой, а меня уродовали»
В Москву Рита Криницына приехала из уральского городка Новая Ляля в босоножках и с деревянным чемоданом – поступать в театральный. На экзаменах она, как и все, пела и читала стихи, хотя толком не умела делать ни того, ни другого. Приемная комиссия долго хохотала и зачислила девушку на первый курс, потому что «характерная».
Училась Рита хорошо, играла в спектаклях, а на 4-м курсе вышла замуж за сценариста Евгения Оноприенко («В бой идут одни «старики»). После института он получил распределение в Киев, на студию имени Довженко, а Рита не хотела покидать Москву – уже играла в Театре киноактера и просто любила этот город. Евгений уговорил. В Киеве у супругов родилась дочь Алла.
– Мама ехала в Киев с надеждами, – рассказывает Алла Сурина, которая пошла по стопам отца и стала драматургом. – Думала, что будет сниматься. Но тогда, при советской системе, каждая республика снимала свои фильмы – о партии, о правительстве, о шахтерах. У папы более удачно все складывалось. Он знал шахтерскую жизнь – потому что из тех краев, военную – потому что воевал. А мама попала в штат студии Довженко. Она не знала украинского языка. Оставалась невостребованной.
В начале 60-х Криницына наконец получила заветную главную роль – в фильме «За двумя зайцами» по пьесе украинского классика Михаила Старицкого. Вышло случайно. Рита шла по коридорам студии Довженко и попалась на глаза режиссеру Виктору Иванову – он искал кого-то, кто мог по-дыграть уже утвержденным на роли Свирида Петровича Голо-хвастова – Николаю Гриценко и Прони Прокоповны Серковой – Майе Булгаковой. Она даже не стала гримироваться. Но когда произнесла фразу: «Ви, маминька, одягнить чепчика, а ви, папинька, – галстука!» – все ахнули: вылитая Пронька! В результате роль досталась не Булгаковой, а Криницыной. А позже режиссер заменил Николая Гриценко Олегом Борисовым.
Над Криницыной измывались по полной программе: вставляли в нос пробки, а чтобы кудряшки получались тонкие, волосы завивали на гвозди. Актриса переживала: «Я хотела быть красивенькой, а меня уродовали страшно».
Фильм «За двумя зайцами» вышел в 1961 году. Казалось, теперь от предложений отбоя не будет. Но вышло иначе.
– Картина хоть и не лежала на полке, но ее долго не принимали чиновники, – вспоминает Алла Сурина. – Это сегодня фильм востребован и любим зрителями, а тогда его мало показывали по телевизору. На маму не обрушилась слава. И она не проснулась знаменитой. Знаменитой мама стала только через 40 лет, к концу своей жизни.
Могла сыграть Надю в «Девчатах»
Маргарита Криницына стала заложницей своей Проньки – актрису вообще перестали приглашать на главные роли. Она мечтала о драме, но ее не брали, потому что «комедийная». Но не звали и в комедию, потому что «не соответствует украинскому идеалу красоты». Именно с такой формулировкой «доброжелатели» написали на имя директора киностудии письмо, попросив не давать ей главные роли. Ходили слухи, что среди них была любовница крупного деятеля культуры.
В «Девчатах» Криницына могла сыграть Надю – режиссер фильма Юрий Чулюкин видел только ее в этой роли. Но актрису не утвердило Госкино, и роль досталась Инне Макаровой. Ей отказывали на одних пробах, она шла на другие. Для того чтобы услышать отказ или получить очередной эпизод.
– Маме долго не давали звание заслуженной артистки, хотя она сыграла много ролей, пусть и эпизодических, – вспоминает Алла Сурина. – Даже когда отец писал для мамы главные роли, она все равно не могла пробиться. Мама обвиняла папу, что он не может сломить это сопротивление. А он действительно не мог, потому что упирался режиссер или чиновники. Мама очень сильно переживала, когда ее не утверждали. Она вообще была очень эмоциональной. Могла налить полную ванну воды и сказать: «Я сейчас порежу себе вены». Я плакала: «Мама, пожалуйста, не умирай». Помню, она пробовалась на роль деревенской колдуньи. Очень хотела сыграть. Ей сделали великолепные пробы. А ее не утвердили. С мамой случилась жуткая депрессия. Часто повторяла: «Я не хочу жить» и долго приходила в себя.
В 1972 году вышел фильм «За твою судьбу», где тоже должна была сняться Криницына. Автором сценария стал Евгений Оноприенко. Он писал его для жены. Но ей снова отказали. После этого случая Криницына пыталась покончить с собой – выпила ацетон. По счастливой случайности как раз в этот момент вернулся муж. Он вызвал скорую, а врачи успели спасти актрису.
Перестроечные годы заново открыли фильм «За двумя зайцами». Он разошелся на цитаты: «Я думала, это шкворчит у вас в груди, а то шкворчала ваша папыроска», «Умный! Aж страшно», «Дайте я его хоть за горло подержу!» Актрису узнавали на улице, на рынке с нее не брали денег. Маргарите Криницыной дали звание народной артистки Украины. Не дать было уже невозможно: актрису буквально разрывали на части – приглашали на всевозможные творческие встречи. Но она уже теряла здоровье.
– Вокруг мамы крутилось очень много приживалок, – рассказывает Алла Сурина. – Она всегда была хлебосольная. Я приезжала из Москвы и не понимала, что это за люди. Они приходили, мыли посуду, рассказывали свои истории, мама их выслушивала. Потом они уходили, приходили другие. Но я никогда с этим не боролась. В конце жизни мама плохо ходила, и общение было для нее очень важно – папа умер, а я жила в Москве.
Маргарита Криницына, как и многие пожилые люди, откладывала деньги на похороны. Их украл кто-то из тех, кто был вхож в ее дом и кому она доверяла.
«Перед смертью мама пела»
Со временем фильм «За двумя зайцами» стал настолько популярным, что 23 августа 1999 года на Андреевском спуске в Киеве поставили памятник Свириду Петровичу и Проне Прокоповне. Маргарита Криницына приехала на открытие, хотя и чувствовала себя плохо. Собравшиеся увидели жизнерадостную даму в элегантном брючном костюме, с изящной тросточкой.
В 2003 году в Киеве проходили съемки новогоднего мюзикла по мотивам пьесы «За двумя зайцами», где Пугачева играла Тоню Коровяк. Певица пригласила в ресторан Маргариту Криницыну. Для пожилой актрисы это приглашение стало полной неожиданностью. Пугачева подарила Маргарите Васильевне изумрудное ожерелье за 18 тысяч долларов (впоследствии актриса вернула его в магазин, потому что боялась держать дома). Они проговорили несколько часов и неожиданно решили, что могут быть родственниками. Дело в том, что бабушка Криницыной и мама Пугачевой родились на Урале и у обеих одинаковая и довольно редкая фамилия – Одегова. Более того, в молодости Рита и Алла были поразительно похожи.
Маргарита Криницына рассказывала, что Пугачева предлагала ей переехать в Москву, обещала купить дачу. Актриса всегда хотела вернуться, но решила: уже слишком поздно.
В декабре 2003 года Маргарита Васильевна перенесла инсульт, а потом два месяца провела под капельницами. Исхудала страшно.
Незадолго до смерти у нее отказали ноги.
7 октября 2005 года ей исполнилось 73 года.
– Мама уже никого не узнавала, – вспоминает дочь актрисы. – Было понятно, что она уходит. В свой день рождения она была, как в нирване, а за день до смерти пела. Да, пела. Слов невозможно было разобрать, только мелодию. Умирала она дома, на моих глазах. Мама всегда очень просила меня не отправлять ее в больницу. Мой папа умирал в больнице, я знаю, что это такое – среди безмолвия и равнодушия. Маму я держала за руку. Она умерла через три дня после своего дня рождения.
Часть денег, которые актриса выручила за ожерелье, ушла на памятник. Там всегда цветы. Как и возле бронзовой Прони Прокоповны на Андреевском спуске.