Профессор-невидимка

В славном городе Иваново происходят события в духе фантаста Герберта Уэллса – здесь научились делать ткани-невидимки.

Разработчик ткани – профессор Ивановской текстильной академии, доктор технических наук Валерий Веселов. Он рассказывает:
– Сын прошел первую чеченскую от звонка до звонка. Первые полгода мы вообще ничего о нем не знали. Вдруг  он прилетел сюда, в аэропорт Северный, гробы везли и его захватили. У него каждый шов был красный от вшей. На площадке раздевался. Потом рассказал: убил бы всех за такую форму – и генералов, и текстильщиков. На солнце в ней жарко, в горах холодно, под дождем она промокает и расползается, а самое главное – снайперы в ней нас расстреливают, как куропаток. Когда война закончилась, он с армией закончил, даже капитана не стал ждать. Злой стал, чуть что – убью. А я с тех пор только и думал, как бы такую ткань сделать, чтобы солдат чувствовал себя защищенным.

Он достает из шкафа куртку, ее лицевая сторона имитирует колеблющиеся листья, изнанка покрыта металлизированным слоем. «Прочная,  блокирует теплоотдачу поверхности тела человека, и за счет этого он становится невидимым. В такой ни один прибор ночного видения вас не засечет. Сделано на основе нанотехнологий», – говорит Веселов. По подразделениям Минобороны он мыкается уже два с половиной года. Докладывал о разработке в МВД, в «Рос­оборонэкспорте», был костюм-невидимка и на ВВЦ. Но массовых заказов на их производство нет. Хотя горячих точек меньше не становится, последний пример – Южная Осетия.
 
Агент 007

Ивановские милиционеры испытывали костюм-невидимку в Чечне. Как сказано в заключении, металл, увеличивающий вес изделия всего на 7 граммов, «подтвердил свою способность защитить теплокровный объект». То есть маскироваться под корягу для сохранения жизни на манер Арнольда Шварценеггера или Сильвестра Сталлоне не нужно.

– Вроде бы интерес к этой теме есть, – продолжает Валерий Викторович. – Возили меня, например, на суперсекретный объект под Москвой тестировать нашу ткань. Окна в машине были темные, говорят, чтобы дорогу не запомнил. Только что глаза не завязали, как в каком-нибудь кино. Непосредственно в Министерстве обороны я лекцию читал, показывал и другие возможности ткани…

Он берет кусок тонкой прозрачной материи, похожей на подкладочную, и машет у меня перед носом, поворачивая ее то лицом, то изнанкой. Ну просто фокусник из цирка. Затем просит мой телефон, старательно пеленает его в материю: «А теперь звоните на него, вот хотя бы с моего». Я звоню, сигнал не проходит. «Ткань блокирует прохождение сигнала, – поясняет счастливый, как будто получил Нобелевскую премию, Веселов. – Пошли вы в разведку, трубка в таком чехле – и противник вас не рассекретит». Шамиля Басаева уничтожили направленным ракетным ударом, вычислив его местоположение по сигналу мобильного телефона. Таким же образом был убит в 1996 году Джохар Дудаев. Говорю Веселову: «Выкрадут вас среди бела дня вместе с папкой с образцами тканей». Он успокаивает: «В этом кабинете были представители из всех арабских стран, какие только есть на карте. Звали к себе работать. Но фээсбешники недаром мне почетный значок вручили, я знаю, что можно рассказывать, а что нет».

И хотя 72-летний Веселов говорит, что лучше бы девушки любили, а остальное, в том числе фээсбешный значок – не важно, он все равно доволен: спецслужба закупила для своих нужд 150 костюмов-невидимок. Это пока самый хороший результат. Может, дорого стоят? В зависимости от ткани (хлопок или шерсть) погонный метр выходит от 150 до 450 рублей. В Минобороны с его многомиллиардным бюджетом нет лишних денег или все дело в том, что солдатские жизни – по-прежнему самый дешевый материал?

Бог любит троицу

Строго говоря, в этой истории пушкинскую формулу «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог-изобретатель» делят, кроме Веселова, еще завлабораторией Ивановского химико-технологического университета Борис Горберг и местный заводчик Олег Мамонтов. «Горберг – это мозг, – говорит Веселов, – его цена на международном рынке самая высокая из всех ивановцев. Я – технология использования. Мамонтов – производство. Его телефон вообще вам не скажу». Телефоны Горберга сказал, но того либо инопланетяне выкрали, либо арабы, а может, просто шифруется. Дозвониться я ему не смогла. По связям с общественностью остается один Веселов.

 Мне не очень понятно, почему он презентует свои ткани сам, несмотря на наличие золотых медалей и дипломов с российских и международных инновационных выставок. Посмотрела сайт ивановской обладминистрации в поисках структуры, которая бы сводила интересы государства и науки или бизнеса и науки. Нет такой. Правда, не так давно в химико-технологическом прошло собрание, где объявили о создании регионального центра наноиндустрии, но и тут пока что одни только намерения.

Простыни из серебра

В сфере применения нанотехнологий на рынке легкой промышленности есть немало интересных результатов. Компания Levi Strauss, например, шьет водоотталкивающие джинсы.

– В зависимости от металла у ткани может быть разный эффект, – поясняет Веселов. – Из епархии приходили, принесли легко деформируемую ткань. Мы нанесли на нее золото, а они оборачивали ею купола. Дешево и сердито.
Помимо ФСБ, арабов и церковников, чуткими к достижениям науки оказались некоторые депутаты Госдумы: в неофициальном порядке попросили сделать для себя несколько комплектов постельного белья с напылением из серебра. «Серебро – это антисептик, оно восстанавливает организм, улучшает сон», – хитро смотрит Веселов. Ну, понятное дело, народные избранники трудятся на износ, им надо беречься.

А еще два комплекта они сдали в ивановский магазин знакомой продавщице. Та со вздохом написала цену: 48.000 рублей – и выложила драгоценные тряпочки под стекло. Через два часа белья не было. Живут же люди!

Когда завистники говорят, что их разработки – это якобы не наноматериалы, Веселов сильно обижается. Разве есть единый стандарт? Паровоз тоже изобрел не только Черепанов, а радио – не один Попов. Из них троих никто еще и рублем не разжился за счет тканей, все уходит в науку. А для поддержания профессорских штанов у него есть смешная шабашка: изобрел – внимание! – сублимирующиеся портновские мелки. Короче, утюгом провел – и следа от мела нет. Такие прямоугольнички, очень похожие на обмылки, за которыми приезжают даже из Италии. Нарезает их в гараже жена, заслуженный учитель Российской Федерации. Ради такого дела она ушла из школы.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика