Продуктовая оттепель

1 мая в России разморозили цены на основные продукты питания. И – о чудо! – сбылись прогнозы экспертов, предрекавших, что после «разморозки» никакого резкого скачка цен не случится. Не случилось! Потому что «оттепель» наступила гораздо раньше: в магазинных кассах и на рынках мы с каждым месяцем оставляем все большие и большие суммы.


Майские ценники

Тем не менее мы решили посмотреть, как в ночь с 30 апреля на 1 мая в крупных супермаркетах столицы будут меняться ценники. Побывали в одном, другом, третьем магазине – никто нигде не спешил воспользоваться долгожданной свободой: суетливой замены ценников не происходило.

– Нам никаких указаний не давали, в кассовых аппаратах все цены прежние, – заявила продавец «Ням-Няма» Галина. – Я не понимаю, о какой «заморозке» вы говорите. У нас ничего такого не было. Яйца вот перед Пасхой дорожали…

Примерно такого же содержания диалог состоялся в «Перекрестке» и «Седьмом континенте». Есть о чем задуматься: Минсельхоз, Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба уверены, что подписанный с продавцами мораторий действует, а продавцы не в курсе. Кстати, хозяйки тоже ни сном ни духом, что уже полгода в стране зафиксированы цены на пшеничный и ржаной хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и яйца.

Напомним, первое соглашение о «заморозке» цен между производителями и торговыми операторами было подписано еще 24 октября 2007 года и действовало до 31 января 2008-го. В январе соглашение продлили, зафиксировав цены по состоянию на 28 января. Правда, в моратории участвовали далеко не все торговые сети. Тот же «Седьмой континент» обходился «своими внутренними мерами». Мелкая розница и вовсе проигнорировала «верхние» договоренности.

– Я, деточка, каждую неделю покупаю одно и то же: молоко, творог, полкило колбасы или сосисок, хлеб, яйца. Уже месяц приходится платить на 25 рублей больше, а для меня это существенно! А перед праздниками и на рынке все подскочило! – поделилась своими наблюдениями Надежда Васильевна Кузнецова, которая постоянно покупает в «Ням-Няме» продукты со скидкой по социальной карте москвича. Пенсионерка стала случайной свидетельницей нашего диалога со старшим товароведом супермаркета

3 мая, когда та инспектировала колбасный отдел.
– Наташа, у тебя везде стоят майские ценники? – живо интересовалась товаровед, проверяя, чтобы каждый товар был оценен пятым месяцем.
– А зачем вы ценники меняли? Все-таки прошло подорожание? – пристали мы к даме, отказавшейся представляться: товаровед, и точка. При этом уловить какой-то скачок цен невооруженным глазом никак не удавалось.
– Это формальность. Мы каждый месяц это делаем, – начала выкручиваться дама. Правда, позже призналась, что товары за первые майские дни подросли в цене в среднем на 1%. – Просто если это недорогой продукт, в пределах 100 рублей, вы и не заметите. Да и на сырокопченую колбасу, которая по 500–700 рублей, тоже 10 целковых к цене никто не ощутит. Одни пенсионеры точно, до копеек, знают, что у нас почем.

А позже товаровед рассказала нам, как магазины выкручивались в период полугодовой «заморозки». Оказывается, не только беззастенчиво накручивали цены на «незамороженные» продукты, но и покрывали производителей, которые от безысходности перешли на сухое молоко и уменьшили вес буханки хлеба.

Сезон способствует


В Союзе пекарей не стали отрицать, что хлебобулочные изделия «сели на диету»:
– ГОСТов с четко прописанным минимальным весом хлеба сегодня нет. Так что пекари ничего не нарушают. Мы выпекаем нормальный товар, по проверенным рецептам. А вес должен лишь совпадать с указанным на этикетке.

«Заморозка» вообще здорово подорвала пекарский бизнес. Как нам объяснили специалисты, для рентабельного функционирования хлебозавода цена булки должна быть на 30% выше цены муки, из которой ее испекли. Но мукомолы в «заморозке» не участвовали, и было несколько пиков, когда мука стоила столько же, сколько готовый хлеб.

Не менее «веселая» ситуация с подсолнечным маслом: нерафинированное масло у производителя стоит почти столько же, сколько уже готовое и разлитое в бутылки в магазинах. Кстати, именно на масло специалисты прогнозируют самый длительный рост цен. Это связано с новым урожаем, который появится на рынке только в июле. Соответственно масло из него окажется на прилавках не раньше сентября. Ровно до этого времени и будет ползучее повышение цены в рознице.

В Госдуме активно обсуждают Закон о торговле, который санкционирует право правительства регулировать цены на важнейшие потребительские товары. 

В Минсельхозе же предлагают не паниковать и большого скачка цен по-прежнему не ожидают. Хотя и готовят антиинфляционные меры.

Однако практика такова: что бы ни говорили и что бы ни делали в этом ли министерстве, в этом ли правительстве, в этой ли Думе и даже – страшно сказать – в Кремле, цены на прилавках берут свое. То есть наше.

Предвыборные игры

Так, может, попробовать поменять если не правительство целиком, то хотя бы министра сельского хозяйства и само министерство? Которые предпочитают заботиться о собственной заднице, занимаясь пропагандистскими предвыборными играми под названием «заморозка». Может, нанять людей, которые бы не дыры латали, явочным порядком договариваясь то с торговцами, то с местными администрациями, а выработали концептуальный, государственный системный подход к этому вопросу? Бабушка и та знает: рост цен остановить нельзя, можно лишь снизить темпы и проценты этого роста. Плюс компенсировать затраты социально незащищенным группам населения.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика