Лекарство от попсы
Популярность попсы – фактор чисто экономический. Если во времена Достоевского порочной была не бедность, а нищета, то в наше время порочны даже не большие, а шальные деньги.
Последние годы Россию – по большей части Москву – пучило и шатало от шальных денег. Людям было все равно, как их тратить. Неразборчивый спрос рождал абсурдное предложение. Невозможные цены на еду и жилье – это из той же серии, что и дутая популярность попсы. Ее коммерческий успех объясняется тотальной продажностью наших СМИ – от последнего фанатского сайта до «Первого канала». Главные источники их существования – это в основном государственные и корпоративные субсидии. Россия оказалась в числе редких стран, где доходы артиста не зависят от продаж носителей и лишь отчасти подпитываются живыми концертами. Я готов поручиться, что 95% своих денег певица Жасмин и группа «Фабрика» получают за открывание рта под фонограмму на заказных мероприятиях. Продюсерам, которые все это устраивали, хорошо жилось, пока их клиенты несли чемоданы денег и требовали «звезд», которые в свою очередь небесплатно заполняли телеканалы, выплачивая откаты программным директорам. У клиента логика простая. Если у какого-нибудь «г…-банка» на корпоративе выступила Верка Сердючка, то теперь «х…-банк» просто обязан вытащить на свою пьянку Диму Билана. Вот и всё. Сейчас деньги кончились. Корпорации начали их считать. То есть думать о качестве, чтобы не просто заплатить и утолить свое тщеславие, но и удовольствие от процесса получить. В режиме экономии первыми отслаиваются наросты, выросшие на попсово-гламурной поляне за последние годы. При этом качественные артисты не пострадали. «Мумий Тролль», «Машина времени» и Земфира зарабатывают, как всегда. Это не значит, что начался бурный рост серьезных артистов и наверх попёр неформат. Но очистительная процедура состоялась. Просто тот, кто платит и думает о результате, выберет качественный мейнстрим, а не позолоченный отстой. Я не поклонник Софии Ротару и Юрия Антонова, они не в моем вкусе. Но я готов согласиться с тем, что на фоне Димы Билана у них есть свое лицо и насыщенная творческая биография. То же можно сказать и о нашем ветеранском роке, и о нашем салонном джазе. Я очень рад, что они самим фактом своего существования теснят всякую попсовую муть.