Автоподжоги: заразная болезнь?
В Москве теперь тоже белые ночи – в столице светло от горящих машин. За полторы недели почти 40 пожарищ, больше половины из них в результате поджогов. Мало того, автомобили начали пылать и в других городах.
Начавшись с проделок маньяка-пиромана, эти костры разгорелись уже до масштабов социального явления. Поначалу искали только одного – бутовского поджигателя, того, что спалил первые 12 машин в Северном Бутово и Ясенево. За его голову ГУВД Москвы даже объявило награду в миллион рублей. Правда, совсем скоро от этого щедрого жеста отказалось. Возможно, потому, что поджигателей стало слишком много.
– Про миллион речи не было, мы говорили лишь о крупном вознаграждении, имелось в виду, что это будет не 10 тысяч рублей, – сказал представитель ГУВД. – Конкретную сумму и ее источники мы назвать не можем. Изначально деньги гарантировали тому, кто поможет задержать первого поджигателя. Ни за одного арестованного мы пока не заплатили.
На всех арестованных миллионов не хватит – их уже несколько. Один – 53-летний Геннадий Чернышов подозревается в поджогах в районе Крылатского. Другой – задержанный недавно 43-летний Сергей Кондрашов, санитар 17-й наркологической больницы Москвы. Кстати, кандидат на роль главного бутовского поджигателя. В 99-м году подозреваемый уже был судим за поджог автомобиля. Однако причастность этих людей пока устанавливается. Их мотивы также еще предстоит выяснить. Масса версий высказывалась еще до задержаний. Поджигателя считали обиженным пешеходом, обывателем, негодующим из-за обилия машин в родном дворе. А чаще всего называли маньяком-пироманом, действующим в одиночку. Но эксперты не согласны с этим мнением.
– Пиромания – большая редкость, а специализация именно на поджогах машин вообще не описана в психиатрии, – говорит зам. директора ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекелидзе. – К тому же больной обычно переживает свои поджоги, то есть делает паузы между ними, массовых поджогов пироманы не совершают. Я сильно сомневаюсь, что это пироман и что он действовал в одиночку.
Даже если в начале поджигатель и действовал самостоятельно, то теперь он уже давно не одинок – поджоги в других концах столицы и в других городах страны явно совершали его последователи.
– Не удалось поймать его сразу, и тут же пошла волна подражателей, – говорит врач-психиатр Игорь Кулагин. – Начал все один асоциальный психопат, вряд ли с диагнозом пиромания. Просто человек с отклонениями, мстительный неудачник решил почувствовать себя героем, народным мстителем, заявить о себе. И эти заявления могли пробудить имитаторов в людях с неустойчивой психикой, в подростках и даже в самых настоящих пироманах.
На той неделе милиция уже задержала четверых восьмиклассников, пытавшихся поджечь старую списанную «Волгу» – детей почти сразу отпустили. Также был арестован 20-летний Дмитрий Т., который ограбил автомобиль сотрудника посольства Гвинеи и поджег его, чтобы свалить свои проделки на маньяка. Но никакие аресты уже не способны сбить волну поджогов. Даже после задержания главного подозреваемого – санитара в минувшие выходные в Москве сгорело с десяток машин. Психиатры грешат на имитаторов, но многие уверены, что происходящее – происки страховщиков, к которым теперь выстраиваются огромные очереди. Или лобби парковщиков, таким образом «советующих» водителям оставлять машины на платных стоянках.
– А мы не согласны ни с одной из этих версий, – говорит глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – На самом деле это социальный коллапс, который мы предвидели давно. И до этого нам били стекла и жгли машины, теперь их жгут десятками во дворах, завтра станут жечь на парковках. А все потому, что наши власти делают автомобилистов виновными в своих грехах – мы создаем пробки и заставляем дворы машинами. Но та застройка, которая ведется в городе, не предусматривает для нас ни парковок, ни развязок. Все происходящее – это результат бездарной политики городских властей.
Кстати, мэр Москвы Юрий Лужков на волне поджогов пообещал ускорить установку видеокамер во дворах. Но автолюбители считают эту меру неэффективной, они сами уже организуют народные патрули.
– Возле каждой машины охрану не поставишь, нужно менять ситуацию в целом, – считает Сергей Канаев. – И даже если сейчас все свалить на одного-двух сумасшедших, это ничего не исправит. Обстановка в мегаполисе останется раздражающим фактором для многих людей.