Можно ли наказать перевозчика?
Добираться до пункта А из пункта Б на перекладных – определенный риск. Вы продумываете маршрут, покупаете билеты, но схема нарушается из-за сломавшегося автобуса или задержавшегося самолета. В результате вы опаздываете на следующий рейс. О том, кто виноват и что делать в подобных ситуациях, рассказывает Довран Гарагозов, адвокат департамента инфраструктурных и транспортных проектов юридической фирмы «Вегас-Лекс».
Ломается автобус. Купив билет, вы заключили договор с перевозчиком, по которому он обязался доставить вас к месту назначения согласно расписанию. И его проблема, если автобус сломался и вы из-за этого не успели на самолет или поезд. Если автобус опоздал на несколько часов, потребуйте у дежурного по вокзалу сделать соответствующую отметку в билете. Отказал? Не беда. Время прибытия автобусов фиксируется диспетчером, и эти данные будут затребованы судом, если до него дойдет дело. Кстати, этот конфликт можно попытаться решить и мирным путем, обратившись к перевозчику с письменной претензией – приложите копии билетов на автобус и самолет/поезд и попросите компенсировать расходы. Но если перевозчик встал в позу, посчитав, что претензии необоснованны, тогда прямая дорога в суд. Хорошо бы заручиться поддержкой попутчиков, которые могли бы подтвердить факт поломки автобуса – показания свидетелей зачастую играют решающую роль.
Опаздывает поезд. По правилам дорожных перевозок опоздание поезда на час – не опоздание. Но если это время больше хоть на минуту, можно требовать компенсацию – по
3 процента от стоимости билета за каждый час опоздания. Это копейки, но таковы правила. Другое дело, если из-за медлительности состава вы не успели на авиарейс и вам пришлось заночевать в гостинице – траты вам должна возместить железная дорога. Как и в предыдущем случае, надо будет сделать отметку на билете об опоздании поезда и в течение 45 дней обратиться с претензией к начальству вокзала. К ней приложите копии билетов и счет за проживание в гостинице, в которой вам пришлось остановиться.
Задерживается самолет. Если до места назначения вы добираетесь на «перекладных» одной авиакомпании (неважно, чартер это или регулярный рейс), проблем не должно возникнуть – вам просто обменяют билет на ближайший рейс. Правда, если стоимость тарифов, по которым вы приобретали билет, изменилась, придется возместить разницу. Если авиаперевозчики разные – сделайте отметку об опоздании и обратитесь к другому перевозчику с просьбой посадить вас на ближайший самолет. В этой ситуации ваше опоздание будет относиться к вынужденному отказу от перевозки, и авиакомпания либо вернет вам стоимость билета, либо обеспечит возможность вылета ближайшим рейсом. В случае доплаты за новый билет все расходы должен возместить виновник задержки. Более того, вы можете потребовать от проштрафившегося перевозчика возмещения упущенной выгоды, если, например, из-за опоздания у вас сорвалась важная сделка.
важно!
Перевозчика нельзя привлечь к ответственности, если задержка транспортного средства произошла из-за препятствий непреодолимой силы – например погодных условий.