Человек года-2008 – Алексий II
Начиная с 1995-го «Собеседник» ежегодно опрашивает 100 известных людей, чтобы на основе их мнений назвать «Человека года».
«Служение – каждодневное умирание во имя паствы», –
сказал Патриарх во время одной из встреч с нашим обозревателем
В последние десять лет мы с Валерием Коноваловым (мой друг, журналист и соавтор. – М.С.) неоднократно встречались и вполне доверительно общались с Патриархом Алексием II. Однажды дерзнули спросить Святейшего о его недостатках. Он посмотрел на нас пристально – такого вопроса главе Русской православной церкви до нас точно никто не задавал.
– Пожалуй, раздражительность, – задумчиво ответил Патриарх и уточнил: – С годами я главный свой недостаток все-таки преодолеваю. Этому в немалой степени способствовало и неизгладимое впечатление, которое произвело на меня обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Вдумайтесь в его золотые слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Когда человек не имеет мирного духа в себе, раздражается по всякому поводу, это неизбежно передается окружающим. И наоборот, когда на душе мирно и спокойно, это состояние благотворно влияет на всех: сослуживцев, семью. Мир и согласие во многом зависят от каждого из нас… Хотя, конечно, случается – скажу что-то резкое, проявлю в чем-то твердость. На этот случай и апостол Павел также сказал: «Гневайтесь, но не согрешайте». Мудрые слова? Да, конечно. Потому что можно, разволновавшись, сказать человеку что-то жесткое, нелицеприятное, если он провинился. Но сделать это нужно так, чтобы самому не впадать в гнев…
– А есть соблазны, которые подстерегают вас как Предстоятеля Церкви? – допытывались мы.
– Не меньшую опасность таят в себе грехи тщеславия и любоначалия. Они могут превратить дело служения Церкви и людям в поиск земных почестей и власти. Служение епископа должно быть каждодневным умиранием во имя своей паствы. «Пусть имя мое погибнет в истории, лишь бы Церкви была польза», – говорил всероссийский Патриарх Тихон в страшные годы гонений. Нужно всегда помнить, что суета неизбежно разобьется о твердыню жизни, а верность Богу и жертвенное служение Его Церкви пребывают вовек.
Конечно, в таком разговоре невозможно было не спросить у Святейшего, какое человеческое качество он считает своим главным достоинством. И вот ответ:
– Думаю, это терпение. Еще в детстве, в Эстонии, я посетил музей Барклая-де-Толли, героя Отечественной войны 1812 года. На его гербе прочитал девиз: «Верность и терпение». Он мне очень понравился. С тех пор полагаю, что верность своему долгу и терпение – это именно то, что должно быть во мне всегда.
В общем-то, в этих словах – весь Патриарх Алексий II.
Если такие итоги породил кризис – спасибо кризису
Список «людей года», определенных нашими респондентами, всегда объективен и любопытен.
А нынешний список примечателен главным образом тем, что нетипичен. Да и год был нетипичный, переломный. Не только потому, что Путин из президентов стал премьером, и даже не потому, что начался мировой кризис. В этом году случилось многое из того, что нам предстоит осознавать и расхлебывать в ближайшие пару лет.
Наибольшее число голосов получил Патриарх Алексий – это закономерно и предсказуемо. Патриарх запомнился как символ освобождения и легализации Церкви – он возглавил РПЦ в начале перестройки и много сделал для примирения как с другими конфессиями, так и с Русской церковью за границей.
Что касается второй позиции – на ней, против ожиданий, Дмитрий Медведев, значительно обогнавший Путина с его третьим местом.
Четвертое место Елены Исинбаевой – главной героини Пекина – символично: как президент до сих пор остается воплощением власти (вне зависимости от его реальных полномочий), так Олимпиада выглядит своего рода президентом среди всех прочих соревнований. И Хиддинк, и Аршавин оказались оттеснены на 6–7-е места (пятое занял Солженицын – единственный из деятелей культуры попавший в список; Билана я, простите, числю по другому разряду).
А замыкают десятку политзаключенные новой России: Бахмина и Алексанян. Те, кто боролся за освобождение беременной Бахминой и тяжелобольного Алексаняна, в самом деле могли себя уважать. И это еще одна важная русская особенность: здесь не больно-то любят воров, олигархов и их коллег, но всегда сочувствуют тем, в отношении кого власть явно перегибает палку. Лишняя демонстрация этого факта своевременна и значима.
Главный итог обнадеживает. Страна перестала верить гипнозам и не обольщается успехами – даром что и успехи у нас главным образом спортивно-попсовые… Хотя, если вдуматься, и это радостно. Билан, Исинбаева, Хиддинк и Аршавин запомнились реальными достижениями. В отличие от членов правительства и депутатов, не попавших даже во вторую десятку. Если такую трезвость породил кризис – спасибо кризису. Осталось научиться соображать в благополучные времена – и можно гордиться Отечеством.
Дядя Вова добрый...
Третьеклассница из Бурятии Даша Варфоломеева попросила во время прямой линии у Владимира Путина «платье, как у Золушки». Дальше председатель правительства пригласил ее на неделю в Москву и задарил подарками…
– Я так устала от всего! – честно призналась Даша. – Хотя в Москве очень здорово было – и в цирк мы сходили, и в дельфинарий, и на каток. Кататься мне больше всего понравилось. Я раньше примеряла папины старые коньки, но у нас тут даже речки нет. У нас вообще развлечений нет, но я очень хотела домой, уже когда мы на Кремлевскую елку шли.
– Целый переворот в селе мы сделали, – говорит ее бабушка Анна Ивановна. – Такое внимание к нам теперь – вот глава республики на днях приезжает! А хотели всего лишь платьице Дашеньке. Сами мы его купить не можем – живем все на мою пенсию. И невестка, и сын без работы…
От такой бедовой жизни активная бабушка и решилась позвонить на прямую линию Путину. А чтобы сработало наверняка, звонила не сама.
– Бабуля написала мне, как все правильно сказать. Я позвонила дяде Вове и прочитала, – рассказывает Даша. – Хотя волновалась очень.
Еще больше пришлось волноваться на личной встрече с «дядей Вовой» в его резиденции Ново-Огарево. Туда на разговор по душам и вручение подарков пригласили целую делегацию Варфоломеевых – Дашу, маму и сестру Аню. К встрече с премьером девочку также подготовила бабушка.
– Я ведь учитель по профессии, – говорит Анна Ивановна. – И мы с Дашей подготовились к вопросам. Я говорю: если он тебя спросит, какие национальности у нас есть, ты ответь, что русские и буряты. И живут дружно. А если он спросит, какой иностранный язык ты учишь? Даша отвечает: «Бурятский». Нет, ты лучше скажи, что английский вам в школе не преподают, потому что учителя нет…
О кадровом голоде на селе, безработице и прочих социальных язвах Варфоломеевы с Путиным тоже поговорили.
– Я уже потом попросила для бабушки инвалидную коляску с кнопочкой, чтоб колеса не крутить, – говорит она. – А молчала не потому, что боялась – дядя Вова добрый и веселый.
Бабушке привезли и коляску, и кухонный комбайн, и швейную машинку. А вот трактор для папы Даша так и не попросила.
– Теперь я хочу сотовый телефон и снова в Москву на будущий год, – сообщила она.
Варфоломеевым теперь кажется, что, раз оказавшись на виду, они будут в фокусе внимания и в будущем. Только бабушка ищет запасные варианты.
– Я вот хочу еще написать на передачу «Кто хочет стать миллионером?», – говорит она. – Бывает же у них, что всякие звезды в пользу бедных играют...
Налбандян Лиана