ОСАГО: что новенького?
В России всерьез взялись за реформирование положений, касающихся ОСАГО. Назрело, спору нет, но что новые правила появятся так быстро, никто не ожидал. Попробуем спрогнозировать, как они отразятся на отношениях страховщиков и автовладельцев.
Динамишь – плати штраф!
Некоторые новые положения ОСАГО действуют уже сейчас, начиная с 1 марта. Были увеличены выплаты для возмещения вреда жизни и здоровью. Теперь максимум на каждого потерпевшего – 160 тысяч рублей. В крупных авариях количество пострадавших может исчисляться десятками человек – ДТП, к сожалению, случаются и с маршрутками, и с автобусами. А до 1 марта сумма выплат для возмещения ущерба жизни и здоровью была 240 тысяч рублей. На всех.
Еще одно уже работающее изменение – минимальный срок, на который можно оформить полис ОСАГО. Раньше «автогражданка» могла быть выписана на срок не менее полугода, теперь можно оформить полис и на 3 месяца. Очень удобная вещь: допустим, вы пользуетесь машиной только летом для поездок на дачу, или взяли покататься на пару месяцев у друга, или для продления ОСАГО – скажем, перед продажей авто – на небольшой период.
Затягивать с выплатой страховщикам теперь невыгодно. За каждый день просрочки – штраф. Правда, и срок рассмотрения заявления о выплате увеличили с 15 до 30 дней.
За выплатами – в свой «страх»
Летом, точнее, с 1 июля вступит в силу еще одно положение – прямое урегулирование. На бумаге все выглядит красиво: в случае ДТП потерпевший может обращаться за возмещением в свою страховую компанию, а не в фирму виновника аварии, как сейчас. Есть, правда, условия: во-первых, два застрахованных участника ДТП, во-вторых, вред должен быть причинен только имуществу – никаких разбитых носов и сломанных рук. Кстати, если уже после подачи заявления о страховой выплате потерпевший обнаруживает, что ДТП все-таки отразилось на здоровье, он может обратиться за возмещением вреда – правда, уже в страховую компанию виновника аварии.
Прямое регулирование удобнее и автовладельцам – куда легче обращаться в свою страховую, и страховщикам – работать со своим клиентом им тоже проще. Да и тянуть с выплатами своему клиенту СК невыгодно, потому как он может найти себе страховщика и посговорчивее.
Ох, непроста упрощёнка
Зимой, с 1 декабря, нас ждет еще одно изменение в ОСАГО – самое спорное: упрощенная система оформления ДТП или, как ее еще называют, европротокол. Ее можно будет использовать, если соблюдены такие условия: 2 участника ДТП, имеющие полис ОСАГО; вред причинен только имуществу; у водителей нет разногласий, касающихся обстоятельств аварии, характера и количества повреждений; сумма выплат, на которую претендует потерпевший, составляет не более 25 тысяч рублей. Участники аварии должны составить и подписать извещение о ДТП. кстати, бланк ДТП страховые компании выдают вместе с полисом.
По сути, европротокол должен упростить жизнь всем – и сотрудникам ГИБДД, которым не придется больше выезжать по каждому оторванному зеркалу и поцарапанному бамперу, и автовладельцам, которым не придется их приезда ждать. С другой стороны, не так проста упрощенная схема: далеко не все автолюбители могут грамотно нарисовать схему ДТП, оценить на глаз ущерб – иногда это не по силам даже опытным работникам автосервиса. Если автолюбитель решил прибегнуть к европротоколу, а потом выяснилось, что ремонта гораздо больше, чем на 25 тысяч, получить недостачу он уже не сможет. Все, что ему в этой ситуации останется – подать гражданский иск против виновника ДТП, а это уже совсем другая песня. Упрощенная схема наверняка привлечет внимание мошенников, так что крупным страховым компаниям придется очень тщательно проверять все обстоятельства аварии, а мелким из-за нехватки кадров скорее всего придется безропотно оплачивать «убытки» аферистов.
В общем, пока при новых правилах «попадают» только страховщики. Они утверждают, что на тарифах ОСАГО это не отразится – повышения цен не будет. Но думается, оно не за горами.