10.03.2009

Олигархи и СМИ

Превратил ли финансовый кризис отечественную прессу в средство информационного обслуживания политиков и бизнесменов

Наши олигархи и сегодня в состоянии купить все что угодно. Отели и яхты, футбольные клубы и средневековые замки.  Причем все эти объекты, как правило, находятся вне России.
Характерно, что как раз с наступлением кризиса олигархи  начали покупать и газеты. Опять же не отечественные. Скажем, Александр Лебедев, несмотря на негативный опыт издания печально известного «Московского корреспондента», приобрел для своего сына одно из популярных английских изданий – Evening Standard. Еще одно – французское издание France Soir купил другой российский олигарх – Сергей Пугачев. И тоже – своему сыну.

Справедливости ради следует признать, что представители нашего  финансового олимпа раскошеливаются и на отечественную прессу. Но жизнь показывает, что они ее не покупают, а подкупают, заручаясь ее молчанием. Тем самым нанося моральный ущерб и изданиям, и обществу, которое лишается возможности иметь свободный доступ к информации. Это еще раз, к сожалению, прекрасно  продемонстрировали события последнего времени. В ряде деловых СМИ было опубликовано открытое письмо депутатов Госдумы президенту страны. Авторы обращения написали о том, что в стране возникла реальная угроза свободе слова, конституционным гарантом которой является глава государства. Сама история публикации этого письма стала убедительным подтверждением высказанной его авторами тревоги.

Оно появилось после пресс-конференции, на которой в свете предложенных президентом новых принципов формирования Совета Федерации в числе прочих упоминался и сенатор от Республики Тыва в верхней палате Сергей Пугачев, чья биография, мягко говоря, изобилует темными пятнами. Но главное не это. Немногие политики имеют безу-пречную репутацию, но они не скрывают допущенных в прошлом ошибок, как это сделал упомянутый в письме тот же Виктор Янукович. Но российский политик в отличие от украинского не только исказил представленные в государственные органы сведения о себе, но и, если верить депутатам, сфальсифицировал, в частности, документы о своем образовании, что является грубейшим нарушением закона. Однако депутатов возмутили даже не сами эти факты, а то, что ни об одном из них в большой прессе не появилось почти ни строчки.  
Депутаты сделали вывод, что молчание прессы куплено. Ведь попытки опубликовать письмо к президенту России в ведущих газетах – даже на правах рекламы! – оказались безуспешными. Можно ли представить такое, чтобы чуть ли не на корню одномоментно была скуплена вся федеральная пресса? Возможно ли такое в какой-нибудь другой демократической стране? Вновь и вновь мы убеждаемся в том, что наши СМИ находятся не просто в финансовой зависимости, а в фактической кабале у олигархов, которые сами решают, что газетам печатать, а что – не печатать. 

С другой стороны, в сложившихся условиях реальной экономической и финансовой зависимости что  остается делать средствам массовой информации? Они оказались беззащитны перед лицом нависшей опасности – разориться и быть закрытыми.
У нас в стране существуют различные фонды – поддержки культуры, спорта и т.д. А что, СМИ как общественный институт менее важны для государства? Почему бы не создать подобный фонд и для поддержки независимой прессы?

Сегодня в стране катастрофически падают тиражи федеральных и региональных газет. Сегодня в России фактически разрушено единое информационное пространство, которое, на наш взгляд, не менее важно, чем единая железнодорожная система, потому что оно соединяет людей, пожалуй, прочнее, чем рельсы. Есть районные центры и городки, в которые не поступают федеральные издания. Мы полагаем, если бы олигархи платили справедливые налоги, а СМИ имели соответствующие налоговые льготы, издания не оказались бы на грани вымирания – и не были бы связанными позорными для любого приличного издания обязательствами. Обязательствами, о существовании которых они никогда публично не признаются.

В российской прессе фактически исчез такой жанр, как независимое журналистское расследование, потому что за подобные публикации в редакциях требуют деньги. А ведь мировая практика свидетельствует, что именно по результатам таких расследований стали возможны разоблачения, подобные скандально известному «Уотергейту». Не говоря о недавно получивших огласку фактах пыток в иракских тюрьмах. И в первом, и во втором случаях это вызвало острую общественную реакцию.

А у нас в стране такое, кажется, стало почти невозможно. Вернемся к тому же примеру с Пугачевым. Не могу не обратить внимания на то, как внезапно и необычайно дружно до этого словно набравшие в рот воды некоторые интернет-издания отреагировали на все же появившиеся несколько публикаций, в которых была изложена информация, содержащаяся в письме депутатов Госдумы: «Сенатор от Тувы Сергей Пугачев, прославившийся многократными победами в судах над своими оппонентами, защищая свои честь и достоинство, вновь борется за свою репутацию». Могло ли такое  случиться,  чтобы сразу 9 авторам, «независимо» друг от друга, одновременно пришла мысль начать свои сообщения именно этими словами? Но такое случилось. При этом ни одно из 9 изданий, где появились эти сообщения-близнецы, и не подумали сослаться друг на друга и не поставили под ними подписи.

Эти публикации-клоны напоминают сообщения Совинформбюро об объявлении войны – короткие и недвусмысленные. В данном случае – войны тем изданиям, кто «подал голос». Представьте себе, о депутатах Госдумы – авторах письма президенту в этих сообщениях не говорится ни слова. Только о «плохих» СМИ.  
Кажется, в России вновь наступает время молчания.

Сергей Михайлов,
издатель,
член Союза журналистов России.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика