24.02.2009

«Собеседник» мог бы называться «МОН»

Тимофей Кузнецов, главный редактор «Собеседника» с основания по сентябрь 1985 года:

Стартовый импульс для нового еженедельника был чисто техническим – издательство «Правда» обзавелось машинами, способными печатать цветные фотографии на газетной бумаге. Первую «рыбу» – я видел ее – изготовили из гранок «Правды» и парадных съемок Кремля. Полиграфические возможности были налицо, оставалось придумать интересное содержание. У власти стоял Андропов, он не любил барабанного боя. И разумные люди в руководящих инстанциях пришли к выводу, что сотворить нечто полезное и привлекательное для читателя по силам только «Комсомолке».

Приступили к подготовке концепции. Идей набралась целая папка. Лучшее, на мой взгляд, название будущему приложению придумал Геннадий Селезнев, тогдашний главный редактор «Комсомольской правды», – «МОН» («Молодежное обозрение недели»). Но игру на созвучии с французской «Монд» не оценили. Так что имя нового издания скалькировали с тематической полосы, выходившей в «Комсомолке». Правда, потом выяснилось, что существовал еще один «Собеседник» – бюллетень столичного горкома партии.

Об обложке первого номера

Так случилось, что как раз во время подготовки первого номера умер Юрий Андропов. Кто-то на очень большом верху решил, что на первой полосе нового издания надо кондовым официозом отразить приход к власти нового генсека – Черненко. Я обращался к кому только мог. Бесполезно: сочувствовали и многозначительно смотрели в потолок. Один немаленький человек в ЦК, пренебрегая возможной прослушкой, досадовал не меньше: «Понимаю тебя, старик. Сам предлагал руководству другой вариант. Не вышло. Придется пережить это». Переживаю до сих пор.

О феноменальном тираже

Горжусь тем, что уже шестой номер «Собеседника» вышел максимально возможным тиражом – 1.350.000 экземпляров. Напечатать больше типография просто не могла. А спрос распространители оценивали в 10 миллионов. В редакцию пачками приходили жалобы на киоскеров, которые продавали «Собеседник» из-под полы с наценкой. Не было отбоя от просьб объявить подписку. Разве это не успех?
О секретах успеха
Чем «Собеседник» отличался от газет той поры? Разнообразием! На тот момент в газетах укоренился некий стандарт – хотя бы отчасти походить на «Правду». Конечно, молодежные издания работали более изобретательно, по мере сил стараясь уходить от шаблона, но, допустим, дать на первой полосе сообщение о катастрофе не рисковали.
У «Собеседника» были уникальные возможности. Во-первых, цвет. Во-вторых, объем. А главное – мы изначально ориентировались на доверительное общение с читателем. И это было самое трудное, поскольку привычка писать «правильно» давала о себе знать даже у самых раскрепощенных коллег. Но вероятно, часть существовавших в то время барьеров нам удалось преодолеть.

1984

«Хорошее название у нового молодежного издания –
«Собеседник». И обязывающее. В собеседники выбирают того, кому верят, на чей совет
и поддержку надеются».

 Иван Папанин,
дважды Герой Советского Союза.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика