Почему мэр Архангельска не стал кандидатом в президенты?

Итоги президентских выборов, состоявшихся 2 марта (см. стр. 4), могли бы быть другими. Но мэр Архангельска Александр Донской заявил о своих президентских амбициях слишком рано (два года назад) и ни с кем не посоветовался.

После чего почти сразу попал под статью. Он мог бы быть пятым кандидатом и даже опередить Богданова, а стал, как сам себя называет, политзаключенным. Криминально-политическую драму мэра-сидельца расследовала спецкор «Собеседника» Лиана Налбандян.

Из лавочников – в мэры

Он всенародно избрался в 2005-м, когда мэров еще не назначали. За 15 лет до мэрства он сколотил крупную сеть продуктовых магазинов. Так бы и торговать, но нет, сиганул в политику – ничей и ниоткуда.

Став мэром, Донской тут же переругался с новыми политическими партнерами.
– Сначала он воевал с нами,  – вспоминает председатель горсовета Дмитрий Юрков, давний оппонент мэра. – Потом – с областной Думой: угрожал депутатам, что, если не проголосуют за его решения, развесит о них по всему городу позорные листки. А решения-то часто были нелепыми. Например, он начисто вывел из города игровые автоматы – в итоге мы потеряли доходную часть бюджета, а аппараты скоро вернулись в город под вывесками интернет-клубов.
Воевал Донской не только с автоматами и депутатами. На пользу родного города он с успехом разводил бывших коллег по бизнесу.

– Вот был у нас день города с участием крупных звезд, – говорит Дмитрий Юрков. – Так бизнесменов по очереди заводили в кабинет и брали на это дело огромные суммы. Так же он шантажировал предпринимателей и при восстановлении нашей старинной улицы Чумбаровки (что-то вроде местного Арбата. – Авт.). Чем круче обращался Донской с местной элитой, тем больше его любили в народе.

Подсудный блеф

О причинах странного шага не знают даже самые близкие люди Донского. Просто в октябре 2006-го мэр неожиданно срывается в Москву и объявляет о намерении стать главой государства.
– С одной стороны, это был повод заявить о себе и, возможно, получить средства, – говорит Олег Григораш, друг и помощник Донского. – Конечно, президентом он бы не стал. Это был пиар, блеф, все это понимали, но через три дня мэрия попала в осаду.

Шутки не поняли где-то наверху. Здание мэрии оцепили, почти три месяца не прекращались ежедневные ревизии и проверки.
– Мы подверглись большой обструкции – так определяет это бывший зам Донского Виктор Павленко. – И наружка ходила за нами, в том числе за мной.
В итоге «обструкция» все же вылилась в уголовщину. Сначала Донского обвинили в том, что он еще в 2000 году выбил своей продуктовой фирме незаконный земельный участок. Потом всплыл фальшивый диплом о высшем образовании, за что Донского уже приговорили к году лишения свободы условно и штрафу в 75 тыс. руб. А уж арест мэра прямо в родном доме, в трусах и майке, показали по всем телеканалам.

– Его обвинили в том, что он ведомственную охрану администрации заставлял охранять себя и свою семью, причем за счет бюджетных денег, – рассказывает адвокат Донского Алексей Сурин. – Мы не отрицаем сам факт, раз-два в месяц чоповцы мэрии выходили на охрану семьи Донского. Но это оплачивалось из семейного бюджета, а не из городского.
Между тем уже на суде выяснилось, что личная охрана мэров городов была официально разрешена местным областным законом, который отменили решением оппозиционного мэру горсовета лишь за два дня до ареста.

В политкругах Архангельска давно вынесли приговор: поделом наглецу. А вот народные массы горой за мэра.
– Простые граждане на встречах первым делом меня спрашивают, когда ты освободишь нашего мэра, – говорит Виктор Павленко. – Если б я мог, давно бы это сделал. Пусть даже использовал он охрану эти два дня незаконно. Пусть купил этот диплом – почему, кстати, не судят ректора, продавшего документ? Пусть заявил он о своем президентстве. Посмеялись бы над этим, и всё, а его начали прессинговать. Я думаю, это местные разборки.

Губернатор обиделся

Местные или нет, но самого Павленко наказали на партийном уровне. Почти сразу после президентского рывка Донского его зама исключили из местного отделения ЕР.
– Мне предложили сдать мэра – отречься или компромат какой на него выявить, но я отказался, – говорит Виктор Николаевич.

Кстати, с губернатором Николаем Киселевым, которого называют ставленником президентского полпреда Ильи Клебанова, у опального мэра тоже не сложились отношения, причем задолго до заявлений о президентстве. Этот конфликт и имеют в виду, когда говорят о местных разборках. Знакомы Киселев и Донской были еще до политики. Будущий губернатор имел молочный заводик, а будущий мэр распространял его продукцию через свою торговую сеть. Проблемы возникли, когда Донской, прежде чем идти в мэры, решил для затравки побороться с Киселевым за место губернатора.

– Угрожали и ему, и мне с самого начала мэрства, – рассказывает жена Донского Марина. – С нашим 14-летним сыном Сашей начались странные неприятности. Сначала он разбивается на квадроцикле. Потом приходит полумертвый с дискотеки – подсыпали наркотики.

Неужели Кремль?

Марина Донская замужем 18 лет, знакома с супругом еще со школы. Вместе начинали семейный бизнес, а семь лет назад она заимела свой салон красоты. Сюда ей регулярно доставляли анонимки с угрозами. Сюда же как-то ночью кинули взрывчатую смесь.

– Не знаю, по чьей указке это творилось, – говорит Марина. – Но после заявления мужу позвонили от Клебанова, сказали, что такие вещи без согласования не делаются.
Позвонили Донскому и из приемной губернатора. «Уже когда были на него дела, сказали: вали из политики, а лучше из города – и дел не будет», – уверяет Олег Григораш. Ответом Донского стала скандальная запись, выложенная на сайте мэрии, где человек, похожий на губернатора, принимает взятку. Запись прокуратура признала поддельной, нашли даже двойника из Вологды, который якобы и был на пленке.

На воле у Донского подрастает 4-летняя дочка Эвита, сын Саша ночами клеит транспаранты в поддержку папы. А жена Марина совсем не сердится на супруга:
– Донской со мной никогда не советовался. Если он что-то решил, идет, ни с чем не считаясь, – именно за такого человека я выходила замуж. У него ведь любимое животное – носорог.
В бывшем его рабочем кабинете носорогов целая коллекция. А в природе они отличаются тем, что часто прут, не разбирая дороги.

– Он ведь и правда наивно думал, что сумеет дойти до какой-то новой стадии, а о тюрьме и не помышлял, – говорит Марина. – Единственное, во что Донской не может поверить до сих пор: неужели это не местные нашли повод, неужели его в Кремле так испугались?

P.S. Когда верстался номер, Донской заявил о сложении полномочий мэра. Носорогу сломали рог?

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика