На полюсе за полгода до теракта
Этот месяц – самый насыщенный памятными датами для мюзикла «Норд-Ост». 19 октября 2001 года состоялась его премьера, а 23 октября 2002-го актеры и зрители суперпопулярной постановки оказались в числе заложников террористов, захвативших ДК на Дубровке.
Где-то посередине между этими двумя датами, 9 апреля 2002 года, была сделана фотография. Перед самой отправкой группы «Норд-Оста» на Северный полюс.
– Слетать туда было предложением Артура Чилингарова, – рассказывает Георгий Васильев (на фото справа). – Большой поклонник нашего спектакля, он однажды сказал: «Вы рассказываете о полярных экспедициях, а знаете, что такое Северный полюс?»
Команда «Норд-Оста» была ограничена лишь числом – предлагалось делегировать пятерых. Кандидатуры Екатерины Гусевой и Андрея Богданова (стоят слева от Васильева) – исполнителей главных ролей – сомнений не вызвали. Кстати, Богданов, сыгравший в мюзикле летчика-аса Александра Григорьева, впервые ступил на борт самолета. Считающий своей родиной город Торопец в Тверской области, он раньше если и путешествовал, то только поездом. Третьей стала Елена Маленкина (рядом с Иващенко), тогда возглавлявшая отдел рекламы «Норд-Оста» – она помогала организовать экстремальный вояж и делала так, чтобы о нем узнала общественность. А Георгий Васильев и Алексей Иващенко отправились на полюс как создатели и продюсеры мюзикла.
– К тому же мы с Иващенко по первому образованию географы, – продолжает Васильев. – А Северный полюс – уникальная географическая точка, где нет понятия часовых поясов и со всех сторон только юг. Главное мое переживание было связано с отсутствием времени. Это ощущение очень трудно передать – когда солнце все время висит на высоте, соответствующей шести часам утра. Когда бы ты ни вышел из палатки, такое чувство, что всегда утро. Это настолько перестраивает организм… Мы были там несколько дней, но за это время я так и не смог заставить себя не обращать внимания на солнце. Дико хотелось спать, но не спалось.
Катя Гусева и Андрей Богданов спели в этой географической точке фрагмент из мюзикла, что зафиксировано в Книге рекордов России как самое северное исполнение. На полюсе был водружен флаг «Норд-Оста» с автографами всех причастных к созданию спектакля – они расписались на полотнище еще в Москве.
– Там и оставили флаг? – спрашиваю Васильева.
– Там бессмысленно что-либо оставлять. Лед над Северным полюсом дрейфует. Если оставить там флаг, через год его прибьет к берегам, например, Таймыра. Потому полотнище хранится у нас в офисе.
Барды Иващенко и Васильев не могли не захватить с собой на полюс гитару. Она очень помогла в спонтанном песенном соревновании с норвежцами, которые оказались в то же время в базовом лагере полярников.
– Норвежцев мы в результате перепели, – вспоминает Васильев. – Во-первых, у нас был инструмент, да и хор – больше и стройнее. А во-вторых, в кают-компании оказался сборник песен советских лет. В этом соревновании нам помогала целая группа полярных летчиков, которые обеспечивают перелеты между Северным полюсом и Большой землей. Это действительно интересные, опытнейшие и мужественные люди, каждый день рискующие своей жизнью. Мне кажется, после знакомства с ними актеры лучше поняли своих героев.
В том ясном апреле никто и предположить не мог, что всего спустя полгода произойдут трагические события, которые перевернут сознание страны и перечеркнут «Норд-Ост». На вопрос о том, как сегодня вспоминаются те черные дни, Георгий Васильев отвечает, тяжело вздохнув и после очень продолжительной паузы:
– Иногда пережитые ужасы всплывают в моем сознании в самые неподходящие моменты. Поймите, мне, как непосредственному участнику тех событий, как одному из заложников, не очень приятно все это вспоминать.
Среди заложников оказался и Андрей Богданов.
После теракта «Норд-Ост» пытались возобновить.
– Сразу после той драмы я в довольно категоричной форме высказался, что не хотел бы играть спектакль в том же зале, – признается Георгий. – Но тогда это был, что называется, социальный заказ. Московское правительство восстановило зал и сделало все, чтобы спектакль снова начали показывать там же. Это была политическая акция.
Провал затеи был вполне предсказуем.
– Люди, расположенные пойти на мюзикл как спектакль, после теракта отказались от такого намерения, – объясняют создатели. – А люди, которые решили прийти к нам из чувства протеста, но которых не привлекало театральное зрелище… Их пыл быстро иссяк. Что и следовало ожидать. Количество зрителей в 2003 году сильно сократилось, в этих условиях спектакль больше не мог существовать – он просто стал нерентабельным. Поэтому мы его и закрыли.
Ничего грандиозного, как признают сами продюсеры, Васильев и Иващенко с тех пор не сделали. Дуэт «Иваси» практически не выступает совместно. Теперь Алексей Иващенко гастролирует один – как автор и исполнитель или с приглашенными музыкантами. А Васильев сразу после «Норд-Оста» занялся анимацией, выпустил ряд интересных проектов. Сейчас, говорит, интересы несколько сместились – в сторону цифрового контента для Интернета.
Елена Маленкина сняла как режиссер документальный фильм о «Норд-Осте». Сейчас она независимый продюсер, занимается детскими фильмами.
Андрей Богданов участвовал в российских постановках мюзиклов Cats и Мамма Mia! Сейчас состоит на службе в Театре Моссовета, где играет роль Иуды в музыкальном спектакле «Иисус Христос – суперзвезда».
У Гусевой после образа Кати Татариновой в театре больше не было столь ярких работ – для нее, как и для Богданова, «Норд-Ост» стал звездным часом. На днях, правда, она сыграла в премьере «Красавицы и чудовища».