Медведев прошел, несогласные – нет
Новый президент лишился старой оппозиции. Маргинальные несогласные маршем уходят с политической сцены.
Это неправда, что на прошедших президентских выборах не было интриги. Даже на далеко не кремлевском телеканале «Евроньюс» оговорились, что она все же была. Так и сказали: «Главная интрига заключается в том, какова будет явка избирателей».
Если имя победителя и в самом деле было известно с того момента, как кандидатуру Дмитрия Медведева поддержал Владимир Путин, то вопрос, сможет ли Медведев заручиться поддержкой подавляющего большинства россиян, еще оставался. И не самый праздный, надо сказать, вопрос. Ведь голосовали россияне не столько за конкретного человека, сколько за путь, которым пойдет страна.
Теперь последние сомнения рассеялись: и у Медведева, и у «плана Путина» все будет хо-рошо. А вот диагноз внесистемной оппозиции гораздо хуже.
Эта избирательная кампания была, наверное, самой спокойной за всю российскую историю. И самой чистой: без ушатов черного пиара, криминальных откровений и перестрелок в подворотнях. Отдельные рецидивы прошлого, конечно, случались (вроде фальсификации подписей штабом Михаила Касьянова), но в целом даже американцам есть чему у Чурова поучиться.
Но либералы все равно удосужились провести накануне акцию «Я в фарсе участвовать не буду», в итоге обернувшуюся фарсом. В «день тишины»
(1 марта) умудрились пошуметь лидер СПС Никита Белых и лидер ОГФ Гарри Каспаров со товарищи. Они принесли в здание ЦИКа подписи тех, кто не желал участвовать в голосовании, количеством более пяти тысяч.
Мало того что пять тысяч недовольных на всю Россию – капля не просто в море – в океане (даже большинство членов СПС отказались к акции присоединиться), так еще и подписанты оказались весьма любопытные. Против выборов, например, вместе с Борисом Немцовым и Валерией Новодворской выступил покойный маньяк и «пионервожатый Андрей Чикатило» (№5059), нацистский «врач-экспериментатор Менгеле Йозеф Карлович» (№5560), гайдаевские «стоматолог Антон Семенович Шпак» и «домохозяйка Ульяна Андреевна Бунша» (№5579 и 5580 соответственно). Есть в списке даже Пугачев Емельян Иванович и «сутенер» из Геленджика Гамлет Питросян, честное слово.
Такое впечатление, что Белых с Каспаровым потеряли ощущение реальности и устраивали свое мероприятие не 1 марта, а 1 апреля. А ведь маргиналы всерьез считают себя политической силой. Непонятно лишь, почему. Как показала та же их акция, если они и пользуются в обществе какой-то поддержкой, то явно придуманной. Неудивительно, что даже на выборы внесистемщики вытаскивают такие мифические фигуры, как Владимир Буковский.
Зато при организации реальных массовых мероприятий у них возникают проблемы. В воскресенье, 2 марта, Народно-демократический союз молодежи Касьянова собирался, например, устроить в центре Москвы митинг протеста, но так и не решился.
А демонстрации несогласных в понедельник в обеих столицах и вовсе стали демонстрацией их бессилия. Пламенные революционеры Каспаров и Лимонов предпочли принять участие в разрешенном питерском шествии, а запрещенный московский марш оставшаяся на хозяйстве помощница Каспарова Марина Литвинович нацелила на район Бульварного кольца, за что получила отпор уже превентивно – только не от ОМОНа, а от своих же сторонников в собственном блоге: «Учитывая тот факт, что 3 марта – рабочий день, представляется, что бить вас будут не только сотрудники органов внутренних дел, но и многие из тех, за чью свободу вы боретесь».
Немудрено, что политические акции несогласных все больше напоминают цирковой балаган с опустевшим зрительным залом. Последние несколько лет они сами себя загоняли в политический гроб: вдрызг ругались друг с другом, шли на бессмысленный конфликт с властями, беспорядками и перекрытием улиц вызывали недовольство горожан. Если поначалу на их марши собирались сотни человек, то теперь – лишь десятки, а то и единицы. Закономерно провалившись на прошедших парламентских и президентских выборах, своими послевыборными маршами они отчаянно забили в свой гроб десяток последних гвоздей.
В ближайшие дни маргиналы вновь попробуют объединиться, но если «Комитет-2012» и появится на свет, жизнь его будет еще менее долговечной, чем «Комитета-2008». Уличная оппозиция исторически отжила в России свой век и вряд ли сможет возродиться вновь. По крайней мере, в ближайшее стабильное время.
Впрочем, не очень-то и хотелось. Ни президенту, ни правительству, ни народу такая оппозиция не нужна. А Запад как-нибудь перебьется.