Неподеленный Ролан

Десять лет назад в начале октября великий актер, режиссер и жизнелюб Ролан Антонович Быков ушел от нас. Он оставил богатое наследство – нет, не деньги, не банковские счета, наследство это в основном духовное. А немногое материальное сейчас пытаются отнять чиновники.

Неизвестный сын

В 1998 году новость о кончине Быкова ошеломила всех. Я тогда отправилась в офис Ролана Антоновича, в его фонд. Там встретила человека, который мне представился как сын артиста – Олег. Это был первый шок. Ведь у Быкова есть только приемный сын Павел Санаев! А родных детей у него нет. Так я думала. Олег рассказал мне, что он сын от первого брака с актрисой Лидией Князевой. На этом я удивляться не перестала.

«А вы знаете, что я по отчеству Роландович? Ведь по паспорту моего отца зовут Роланд, а не Ролан. Познакомились они с мамой в ТЮЗе, где вместе работали, – рассказывал Олег Быков. – Снимались вместе в его картине «Айболит-66». Он играл Бармалея, а она – обезьянку Чичи. Несмотря на маленький рост и раннюю лысину, отцом интересовались многие женщины. Он мог их в один миг увлечь своими рассказами. Человек начитанный, можно сказать, с энциклопедическими знаниями. Наверно, такими же знаниями обладал еще только академик Лихачев, с которым отец дружил. Пока родители не разошлись, папа старался все свободное время проводить с семьей. Да и потом я мог спросить у него любую нелепость. Он всегда выслушает, что-нибудь мудрое скажет.

Для меня он был человек-машина. Всю жизнь благодарен отцу за то, что он не оставлял меня даже после разрыва с мамой. Он «поступил» меня в цирковое училище. А когда я вернулся из армии, отец настоял на институте и опять-таки «поступил» меня во ВГИК на экономический факультет. На что-то я обижался, не понимал отца. Мне было неясно, почему они разошлись с мамой. Наверное, судьба. А теперь такая же история у меня с моим сыном Денисом (ребенок от брака с одноклассницей Мариной. – Авт.). Судьба повторяется. Ему сейчас 14 лет, он живет в семье моей первой жены. Когда умер дед, Денис позвонил: «Хочу прийти на похороны». С новой семьей отца мы поддерживаем отношения, но не близкие. Папа с Леной Санаевой жили в доме в поселке художников. Ветхое строение они  долго ремонтировали. На втором этаже оборудовали студию. Отец хотел сделать из дома киностудию. Так любил свое дело, что с кино не мог расстаться ни на минуту».

Спустя десять лет я решила разыскать Олега Быкова. Но оказалось, что он умер летом 2002 года. Ему было 44 года. Во время своих поисков я на­ткнулась на еще одну сенсацию. Оказывается, Олег… тоже не был родным ребенком Ролана Антоновича.
– Действительно, это так, – подтвердил информацию племянник Ролана Быкова Григорий Пажи. – Олега усыновили девятимесячным. Он был одним из двойняшек. Одного ребенка забрали другие усыновители, а Олега взяли в дом Лида с Роланом. Ну что сейчас вспоминать об Олеге? Он был «крестом» Быкова всю жизнь. Ролан Антонович его любил, всячески помогал, не раз выручал, взял на работу в фонд, но лучше об этом не надо.

Григорий Давидович является в фонде вице-президентом. Он-то нам и рассказал о том, что творится с наследием Ролана Быкова.
 
Скандал в фонде


У Фонда Ролана Быкова отнимают здание на Чистопрудном бульваре, 12а. Лакомый кусок в километре от Кремля понадобился чиновникам из Росимущества. История с захватом Дома актера на Арбате, Дома скульптора повторяется. Схема, по которой действуют «захватчики», идентична.

– В день памяти Ролана Быкова мы проиграли второй суд, хотя первый выиграли и шли на этот во всеоружии, думая, что вот он – конец мытарствам. Ан нет, – сокрушается Григорий Пажи. – Раньше в здании на Чистых прудах находился Минхлебпрод. Министерство упразднили, и в 1989 году постановлением Совмина СССР создали Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества под руководством Ролана Быкова, которому и отдали здание. В 1991 году с распадом СССР центр преобразовали в Международный фонд развития кино и телевидения (Фонд Ролана Быкова). Его создание поддержал президент Ельцин. Вот и получается, что раньше власти упраздняли министерства и развивали культуру, а теперь наоборот – выживают ее и отдают помещение Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Дожили!

Быков всю жизнь положил на занятие детьми. Он открыл киношколу «Шаг». Создавал условия для творчества детей. Вовлекал в искусство трудных подростков. А чтобы его старания приобрели вес, разработал программу «Дети – экран – культура». К сожалению, в 90-е годы государство не смогло ее больше финансировать, но разрешило фонду сдавать часть помещений в аренду. Полученные деньги шли на содержание здания, а главное, на выполнение программы Ролана Быкова. Фонд проводил ежегодный международный детский кинофестиваль, конкурс сценаристов, снимал кино, занимался благотворительностью. Так все и было до недавнего времени.

 – Пока в мае 2006 года, игнорируя указ президента РФ о Фонде Ролана Быкова, Рос­имущество не передало половину нашего здания в оперативное управление ФСФР, даже не поставив нас в известность, – сокрушается Пажи. – Несмотря на обращение фонда к президенту и правительству, в июне 2007-го распоряжением Рос­имущества здание было передано ФСФР полностью. Понимая, что фонд владеет зданием на законных основаниях, в октябре 2007-го Росимущество обратилось в Арбитражный суд с иском о выселении фонда.

Все попытки найти общий язык с Росимуществом и ФСФР закончились, не начавшись. Теперь фонд с представителями чиновничества встречается только в суде. В свою защиту фонд имеет даже поручение Дмитрия Медведева от 22 февраля 2008 года к Минэкономразвития. Но Росимущество не торопится выполнять поручения вышестоящих.

– Как только у нас отберут дом, фактически фонд перестанет существовать, – сетует Пажи. – Ведь в здании располагаются киностудии, кинотеатр «Ролан». Мы не можем бросить дело, начатое Роланом Антоновичем. Пока мы здесь работаем, будем биться за его идеи. Сейчас мало кто занимается детьми. Да и мы больше погрязли в судебных разбирательствах. А Быков в фонде жил. Он – человек, который фонтанировал идеями. Мог так увлечься, что терял счет времени. Спал по два часа в сутки – и снова к работе.
На могиле Ролана Быкова эпитафия «Но я и после смерти буду жить любя». Как бы хотелось, чтобы те, кто сейчас рушит дело всей его жизни, внимательно вчитались в эти слова. Вспомнили, что когда-то сами были детьми, смеялись и плакали над фильмами, созданными Роланом Быковым, и устыдились своих деяний.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика