Америка фанатеет от русской девчонки
У себя дома – в США Настя Люкин, американка с русскими корнями, выходит в магазин в натянутой на глаза бейсболке, в России же спокойно разгуливает по улице и даже в среде спортивных журналистов может остаться незамеченной.
На минувшей Олимпиаде в Пекине она принесла Соединенным Штатам 5 медалей, две из которых золотые, в то время как российские гимнастки не положили в командную копилку ни одной награды. Она дочка советских чемпионов Валерия Люкина и Анны Кочневой. Ее бабушка и дедушка живут в двух шагах от Красной площади, в то время как внучка еще в 2 годика стала американкой.
– После Олимпиады в Пекине мне на самом деле сложно было выйти из дома, – немного стесняясь своего русского, с акцентом рассказывает чемпионка. – Конечно, больше узнавали в гимнастической среде, но и в магазине частенько… Как это по-русски? – обращается Настя за поддержкой к маме. – Желали удачи, просили автограф.
– Да что говорить про дочку, если после Олимпийских игр мы с супругой без Насти гуляли по Нью-Йорку и каждые 10 минут к нам кто-нибудь подходил и поздравлял! – включается в разговор папа, олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Валерий Люкин. – Это в Советском Союзе были настолько избалованы успехами гимнастов, что главный вопрос заключался не в том, какое место мы займем, а на сколько обыграем тех же китайцев. У нас всегда были чемпионы мира и гарантированно олимпийские чемпионы. В Америке такого не было, поэтому олимпийские чемпионы там, как боги.
В начале 90-х Валерий Люкин с женой и маленькой дочкой уехал в Америку в поисках лучшей жизни. В нашей стране платили копейки, совмещать работу тренера и собственные выступления в профессионалах было практически невозможно. Вместе с чемпионом мира по акробатике Евгением Марченко Валерий решил открыть за океаном школу спортивной гимнастики. Кредитных средств не хватило – пришлось продать квартиру и дачные сотки в Союзе и на эти деньги начать строительство. Первое время работали по 19 часов в сутки.
– Стать олимпийским чемпионом – не самое главное в жизни. Я тренирую детей, потому что люблю это. Мы и из дочери никогда не мечтали вылепить олимпийскую чемпионку, хотя данные у нее для этого имелись, – говорит Валерий.
Когда Насте было 2–3 годика, самой большой проблемой для родителей стало снять с дочери гимнастический купальник. И только когда девочка крепко засыпала, купальник потихонечку стягивали. Тем не менее родители долгое время не могли решить, хотят ли они, чтобы дочь пошла по их стопам и стала гимнасткой. Все точки над «и» расставила сама Настя, которая с 12 лет выигрывала все турниры в Америке. Несмотря на то, что по 6–7 часов ежедневно проводила в зале, она училась блестяще. Никаких послаблений в школе ей не делали. единственное, что разрешали – это сдать чуть позже сочинения и контрольные работы, когда она месяц пропускала из-за сборов.
– Поблажек у Насти не было в первую очередь от родителей, – категорично заявляет папа. – За все 12 лет школы не было ни одной четверки даже в четверти! Так что наша дочь – круглая отличница!
В этом году девушка окончила школу и поступила в престижный университет в Далласе на международный менеджмент, правда, на платное отделение. Если бы она не являлась профессиональной спортсменкой, то могла бы выступать за вуз и учиться бесплатно, но чемпионам такие скидки непозволительны.
– Я выбрала специальность, не связанную со спортом, потому что когда-нибудь и моя карьера закончится, – объясняет Настя.
А пока ей нравится телевидение, на котором она является частым гостем, привлекает и актерская карьера – два года назад гимнастка сыграла в фильме Stick it. Америка фанатеет от русской девчонки: ее изображения есть на карточках Visa, на популярных в Штатах кукурузных хлопьях «Завтрак чемпиона», в рекламных роликах Adidas…
– В Пекине вы завоевали 5 медалей, – обращаюсь к Насте. – Российским олимпийцам за каждую награду обещали от 40 до 100 тысяч евро плюс автомобили БМВ от президента. А в Америке чем одарили?
– Там не принято давать подарки или платить за олимпийскую медаль. Меня тепло приняли, в том числе в Белом доме, а потом я отправилась зарабатывать в гимнастический тур по 37 городам, где участвовали только американские олимпийские чемпионы. Залы от 4 до 17 тысяч зрителей набивались битком.
– Деньги там зарабатывают на спонсорских контрактах и выступлениях, – поясняет Валерий. – У Насти, например, есть 9 или 10 спонсоров. А за победу на Олимпиаде ей ничего не положено от государства. Хотя в 2004 году олимпийской чемпионке в многоборье Карли Паттерсон, выросшей в нашем зале, выдали 6 тысяч долларов. То ли от олимпийского комитета, то ли от федерации гимнастики. Вот и всё.