Мумиё моё

Несмотря на странное название, подозрительное происхождение и отталкивающий внешний вид, не было в Советском Союзе «народного средства» популярнее, дефицитнее и дороже, чем мумиё. В его лечебную силу верили так же свято, как и в отечественную медицину.

Окаменевшее нечто

Простой вопрос, что такое мумиё, – одновременно и самый сложный. Потому что точный ответ на него не может дать никто. Даже Большая советская энциклопедия изя-щно уходит от ответа, определяя мумиё как «природный смолоподобный продукт биологического происхождения, вытекающий из расщелин скал и гор». Что конкретно вытекает из тех расщелин и откуда оно, собственно, в расщелинах берется, энциклопедия не поясняет.

Ничем не ограниченная народная фантазия породила массу противоречивых гипотез: что мумиё – это смола, нефть, горный воск, каменное масло, окаменевший мед диких пчел, окаменевшая же сперма горных козлов… Самая расхожая версия – что это помет (диких пчел, летучих мышей, белок-летяг, горных орлов, все тех же козлов), смешанный с каменной пылью, щебнем и фрагментами растений – нравится фанатам мумиё меньше всего. Еще бы: они его в молоке растворяли, с медом смешивали, клали под язык, а тут такое.

И тем не менее именно «экскрементная» теория подтверждена, что называется, лабораторно, хотя что за неведома зверушка подарила человечеству драгоценные окаменелости, так доподлинно и неизвестно. Большинство исследователей, с учеными степенями и без таковых, склоняются к тому, что это мыши. Вернее, похожие на них прыгучие зверьки отряда зайцеобразных – пищухи, они же сеноставки. Как продукты их жизнедеятельности превращаются в «конфетку»? Да кто ж его знает: бактерии, температура, недостаток кислорода, особый микроклимат пещер, местная флора, наконец, время – вокруг мумиё одни только гипотезы.

В Советском Союзе изучением мумиё стали заниматься в начале 60-х годов – главным образом в среднеазиатских республиках, которые и были основными поставщиками. Исследования начал знаменитый узбекский врач Адыль Шакиров – благодаря ему, в общем-то, о продукте и узнали по всему Союзу. Автор многих «народных рецептов» с мумиё  вовсе не народ, а именно профессор Шакиров, написавший на эту тему несколько книг, которые до сих пор переиздаются.

– Работа с мумиё велась в нашем институте много лет и прекратилась в 1985–1986 годах, – рассказывает Мирхаким Азизов, нынешний директор узбекского НИИ травматологии и ортопедии. Он, кстати, не сторонник зооверсии происхождения мумиё, придерживается версии геологической. – Думаю, это была инициатива молодых специалистов. У нас в институте мумиё не используют. Я уже 35 лет работаю врачом и своим пациентам его не рекомендую – разве что сам человек захочет, тогда говорю: если найдешь настоящее мумиё. Очень много продают халтуры, были случаи отравления. Сейчас в Узбекистане лечение мумиё практикуют частные врачи, в основном на селе.


Не лекарство

Среди легенд о мумиё есть страшилка: что это якобы мумифицированные в условиях высокогорья останки, не исключено, что и человеческие, и что в Средние века одного торговца «горным бальзамом» даже поймали на том, что он сам его и готовил – из плоти убиенных рабов. Допустим, средневековые эскулапы в чем-то подобном и замешаны – времена были смутные. Но у мумиё с мумиями на самом деле ничего общего нет, кроме персидского слова «мум» – воск. Монголы знают мумиё как барагшун, индийцы – как шиладжит; его можно найти и в китайской традиционной медицине, и в арсенале любого тибетского целителя.

Авиценна в своем знаменитом «Каноне врачебной науки» характеризует мумиё так: «…та же сила и то же естество, что у зифта и битума, смешанных вместе, но только оно более совершенное и приносит большую пользу». Про пользу там же очень конкретно: мумиё помогает при головной боли, если смешать с жасминовым маслом, от боли в горле – с чечевичным отваром, от икоты – с соком сельдерея, от укусов – с коровьим маслом, или в чистом виде, если не повезло и вас укусил скорпион, и т.д.

Современник Авиценны – Бируни писал, что «горная смола (мумийа) в некоторых отношениях соответствует амбре и ароматическим смолам и заслуживает того, что мы ее храним ради ее ценности и для оказания помощи тому, у кого в теле сломается какая-нибудь кость».

Между прочим, что мумиё действительно ускоряет срастание переломов, признают даже те врачи, которым аббревиатура БАД (а мумиё – это биологически активная добавка и есть) неприятна до скрежета зубовного.

Официальная медицина его так и не признала. И даже не особенно им интересовалась. Есть мнение, что холодный прием объясняется практическими соображениями: говорят, в 70-е годы интерес к мумиё на государственном уровне все-таки возник, и по-тихому была проведена кампания по оценке его запасов на территории СССР. Результаты оказались скромными.

 

Битум, кизяк и сушеный жасмин


Мирхаким Азизов сомневается, что у мумиё в этом смысле могло быть другое будущее:
– Вряд ли его можно добывать и реализовывать в больших количествах. Это технически сложно – мумиё ведь не на равнине, высоко в горах. В советское время наш институт, например, снабжали альпинисты, но сейчас таких поставщиков уже нет.

Редкие заготовители, что еще остались на Алтае, Памире и Тянь-Шане, подтверждают, что поиск мумиё по силам только тем, кто по-настоящему знает горы: не во всяких горах, утверждают они, мумиё «водится» – надо искать особые камни, особые растения, особые мышиные норы и особого вида отложения, которые блестят на солнце как-то по-особому. И даже если повезет найти, потом еще будет долгий процесс очистки сырца: замочить, растворить, взболтать, процедить, выпарить, высушить… И вообще, отовсюду, куда можно относительно легко добраться, мумиё уже давно выбрали, а копится оно веками. Непрофессионалы могут не беспокоиться.

В общем, мумиё и в советские годы было редким, а потому дорогим. Это, плюс полулегальное положение, обеспечило ему интерес граждан разной степени болезненности – с запретными плодами всегда так. Мумиё было провозглашено средством «от всего» и появилось чуть ли не в каждом советском холодильнике. Потреблялось оно действительно по поводу и без: поводом считалась абсолютно любая немочь – от зубной боли до полового бессилия.

Немалая часть драгоценного горного бальзама имела, однако, вполне равнинное происхождение. В Средней Азии, например, под видом мумиё впаривали похожую на смолу смесь из кизяка и сушеного жасмина; последний включали в рецептуру для запаха – знатоки утверждают, что настоящее мумиё имеет еле уловимый жасминовый аромат. В средней полосе России, где жасмин в дефиците, мошенники обходились тем, чего было много: за мумиё выдавали нечто из строительного битума или уваренное до черноты растительное сырье (читай: что выросло на ближайшей полянке); а вот таежный рецепт: лосиный навоз, глина и смола в равных частях.

В конце 80-х все это безобразие можно было купить уже повсеместно – лжемумиё продавали даже в киосках «Союзпечати». Растеряв остатки доверия, люди стали заказывать мумиё отбывающим в Среднюю Азию и на Алтай – так оно стало еще и сувениром. Впрочем, не было никакой гарантии, что и оттуда везли настоящее.

А потом пришла мода на корень женьшеня, 5-граммовые пакетики с мумиё сменили пузырьки с гранулированной цветочной пыльцой, а в молоке стали растворять прополис. Они тоже были жутко дефицитными и считались страшно полезными: торжественная передача «лекарства» из рук в руки сопровождалась все тем же заверением – «помогает от всего». Слова «биодобавка»  в те годы еще не знали, оно вошло в наш лексикон в 90-е.

С распадом СССР Тянь-Шань и Памир стали еще менее доступными, само мумиё – еще более редким, а надежда получить в обозримом будущем ответ, от чего оно все-таки помогает (и помогает ли) – еще более призрачной.

– Мумиё недооцененный продукт, который безусловно стоит того, чтобы продолжать его изучать, – говорит Лариса Фролова, сотрудник лаборатории фармакогнозии и ботаники Научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения Мин-здравсоцразвития РФ. – Есть клинические данные, которые подтверждают: да, мумиё помогает сращивать переломы, и при язвенной болезни желудка, и как противомикробное средство. Но эти исследования проводились в разные годы, и их результаты трудно систематизировать.

Короче говоря, ничего с этим мумиё не ясно. В такой ситуации логичным выглядит ответ, который дал правдолюбцам один из потребляющих мумиё интернет-пользователей: «Понятно, что мумиё – какашки. Но я готов есть, раз помогает».
Ну и на здоровье.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика