Москва, которой может не быть
Кризис планомерно гасит амбиции столичных властей. Пока никто не считал легкие нефтяные деньги, масштабные проекты переустройства города на глазах стирали с лица земли его историю.
Последние годы неразборчивая рука коммерческого застройщика добралась до Петербурга, на очереди были и другие российские города. И вот всё если не кончилось, то приостановилось.
Еще в октябре 2008 года главный архитектор столицы Александр Кузьмин заверял, что инвесторы не уйдут из амбициозного проекта «Москва-Сити», который должен был вознестись, подобно Манхеттену в Нью-Йорке. Тем не менее уже в конце ноября работы на большинстве объектов остановились. Тогда же стало известно об отказе московских властей от возведения одной из самых причудливых построек «новой» Москвы – здания-апельсина по проекту англичанина Нормана Фостера на месте Центрального дома художника на Крымском валу. В феврале 2009 года в этом же здании открылась выставка, посвященная новому проекту реконструкции территории, но в чем состоит альтернативный замысел, из представленных схем неясно. Бизнес занял выжидательную позицию и даже готов выслушать жителей района – они могут прийти на обсуждение проекта, предъявив на входе паспорт с пропиской.
Скорее всего в ближайшее время ничего разумного не вый-дет ни из этого проекта, ни из «Москва-Сити», внезапно превратившегося в долгострой. Автор бестселлера «Две Москвы, или Метафизика столицы», лауреат премии «Большая книга» краевед Рустам Рахматуллин считает, что Москве никогда не понадобится пресловутый «город будущего», построенный на вертикалях.
– Я всегда говорил, что это вызов Москве кремлевской, вызов высотный, претендующий на духовность, но сам по себе духовно пустой. Это новейший опыт расцентровки Москвы, своего рода какая-нибудь десятая опричнина, если считать все примеры создания альтернативных центров начиная с Ивана Грозного, через Петра Первого и далее. Вдобавок это еще и четвертый вызов Пресненского холма Кремлю, если считать революционные волнения на Пресне в 1905 году и два путча, происходивших на краю Пресни вокруг Белого дома в 1991 и 1993 годах. Не так важно, какого цвета флаги. Важно, что предместный холм, призванный защищать город и находящийся на подступах к его центру, может обернуться против города. Опричнина, взращенная для защиты, оборачивается оппозицией. «Москва-Сити» – это предместный холм, ополчившийся на Кремль. Кстати, это ведь океанская архитектура с неограниченной дистанцией восприятия. Нью-Йорк и Сингапур развернуты к морю. В Москве нет и не может быть такой перспективы. Это разновысотный город с плотной застройкой. В политическом смысле «Сити» – это внешняя империя, Нью-Йорк, нависший над Кремлем, фантом 1990-х, который собирались наделить альтернативной властью. И поэтому остановка строительства 600-метровой башни «Россия» – это победа города над «Сити». Правда, оружием победы послужил кризис, а не здравый смысл.
А кончится кризис?..