Ход орлом
В пятницу 23 января в первом павильоне «Мосфильма» прошла VII церемония вручения премии «Золотой Орел», учрежденной Национальной академией кинематографических искусств и наук России. Номинаций было много, номинируемых картин и персон – чуть больше.
«Адмирал» Андрея Кравчука претендовал на семь «Орлов», «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего – на шесть, «Исчезнувшая империя» Карена Шахназарова – на пять. Прочие тоже повторялись. В России мало хорошего профессионального продукта.
Тем не менее председатель экспертного совета премии – известный киновед Кирилл Разлогов был приятно удивлен разноплановым составом шорт-листа на главную награду – «Лучший фильм года». «Меня порадовало это разнообразие. В выдвижении «Адмирала» нет ничего удивительного. Популярные актеры, достойное качество, большой бюджет и обширная реклама сделали свое дело. Другая картина, чье выдвижение кажется логичным, это артхаусный «Бумажный солдат». Две премии в Венеции для нас большая редкость. Учитывая состав голосующих, «Исчезнувшая империя» – тоже не сюрприз. Аккуратное ретро, сдержанно и достоверно снятое. «Дикое поле» Михаила Калатозишвили на слуху с прошлогоднего «Кинотавра», а вот «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики – это настоящая неожиданность. Я для себя это объясняю громким появлением картины на Каннском фестивале. К тому же люди, которым мы разослали диски, с интересом взглянули на свои взаимоотношения с детьми и внуками. Уж это там показано блестяще».
Из других игроков отметили «Юрьев день» в лице Ксении Раппопорт (лучшая женская роль). Она же победила в аналогичной номинации на ТВ за роль в сериале «Ликвидация». История про одесский угрозыск лидировала: отметили и дарование Владимира Машкова, и сам сериал. «Адмирал» победил в двух второстепенных и двух важных номинациях – оператор и главная мужская роль. Константин Хабенский – большой русский актер. Это давно известно. Адмирал Колчак – большой русский герой. Это выяснилось сравнительно недавно, зато эффектно. «Бумажный солдат» остался без наград. Может, это ничего и не значит, но вышло странно. Картина Германики тоже еще не доросла до главного приза, пусть пока по Европам ездит. Карен Шахназаров получил премию за лучшую режиссуру. При всем уважении к работе мастера возникает впечатление, что это за заслуги перед отечеством. За вклад в российское кино наградили актера Алексея Петренко, которому зал рукоплескал стоя, с искренними слезами на глазах. Режиссеры остались без почетных призов, и Шахназарову вынесли своеобразную благодарность. Кажется, его крепкая, уравновешенная картина нисколько не метила туда же, что и расфуфыренный «Адмирал» с интеллигентным «Бумажным солдатом» и эпическим «Диким полем».
Вряд ли кто-то сомневался, что этот загадочный и гипнотический фильм получит премию за лучший сценарий. У нас традиция – награждать гениев посмертно. Петр Луцик и Алексей Саморядов уже никому не причинят вреда, не скажут ничего неудобного. Глупо не признавать масштабов их дарования (если кто не видел, срочно смотреть «Окраину»!) Когда же объявили, что «Дикое поле» получает Гран-при как лучший фильм, возникло наконец чувство удовлетворения. Михаил Калатозишвили – превосходный режиссер, сделавший из радикального сценария вечную историю, неуловимо напоминающую «Дни затмения» Сокурова. Актер Олег Долин без ложного аффекта продемонстрировал всю мощь своего дарования. Алексей Айги сделал чудный саундтрек и был признан лучшим в музыкальной номинации. Политически взвешенный, эстетически ровный результат. Не отменяющий безотчетной досады за Германа и его частичную однофамилицу.