«Поход на Москву»
Моногородами называют поселения с градообразующими предприятиями, более чем наполовину пополняющими местный бюджет. Согласно исследованию Института региональной политики (ИРП), таких поселений в России 460 и 30% из них на грани исчезновения.
– Их градообразующие предприятия не переживут кризиса, а значит, развалится все остальное, – считает директор ИРП Булат Столяров. – В первую очередь это коснется городов, завязанных на предприятия металлургии, угольной промышленности, – это трудоемкие отрасли, где заняты тысячи человек.
В общем и целом 6% населения страны останутся без работы и шансов найти ее в своем городе. Например, в Байкальске местный ЦБК сокращает в ближайшее время 1500 человек. А вакансий во всем районе всего 29 – в основном требуются компьютерщики и врачи.
– И в нашей отрасли уже ощущаются подобные проблемы, – подтверждает зампред Горно-металлургического профсоюза Алексей Безымянных. – Рудники в Кемеровской и Челябинской областях на грани закрытия. В городе Пикалево Ленинградской области стоят все три местных предприятия, и другой работы нет. В Приморье, в поселке Светлогорье, остановилось единственное производство, а он на 20 километров окружен тайгой. И так по всему краю. С экономической точки зрения предприятия стали нерентабельны, и их можно прикрыть без ущерба для отрасли. Но за этим ведь стоят люди.
На днях правительство предсказало еще один «лишний» миллион безработных и выделило 43,7 миллиарда рублей на их поддержку, в том числе на переобучение.
– Если человек всю жизнь под землей уголь долбал, на кого он может выучиться? – удивляется зампред Российского профсоюза угольной промышленности Анатолий Аникин. – И нужно с умом деньги тратить. Во Франции или Германии как только высвобождали работников, тут же в этом же моногороде строили другое производство. А у нас мы видели, как выделили деньги банкам и что стало с рублем после этого…
Эксперты говорят, что на решение проблемы моногородов нужны 300–500 миллиардов. Иначе их безработные жители пойдут по стране с протестными акциями.
– Куда им еще идти, ведь моногорода, если ими не заниматься, просто вымрут, – говорит Алексей Безымянных. – А люди, доведенные до отчаяния, способны на все.