Мир на грани фола
Сейчас тот редкий исторический момент, когда политика внутренняя и внешняя в стране практически одно и то же. Как ни печально это звучит, но разваливающаяся Грузия сплотила Россию. Да, мы все по-прежнему делимся на сторонников и противников силового решения конфликтов, но у нас появилась общая тема для обсуждения. Эта же тема появилась у отечественных парламентариев. В минувший понедельник, прервав свои отпуска, и сенаторы, и депутаты Госдумы явились на рабочие места, чтобы вершить большую политику.
Вершили вдохновенно, единодушно и, что совсем нехарактерно для новейшей истории, добровольно. Коммунисты, жириновцы, единые и справедливые – все поддержали стремление двух маленьких, но гордых народов к самоопределению. Да, наше государство готово признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Я даже не удивлюсь, если в обозримом будущем мы с такой же готовностью захотим с ними воссоединиться. Думаю, сегодня нет людей, не понимающих, что Россия балансирует на грани фола. Огромная ядерная держава с колоссальными природными запасами живет по принципу: пан или пропал. Так эмоционально реагировать на происходящее мировое сообщество не может себе позволить.
Но сообщество – штука неоднородная. Саркози как председательствующий в ЕС собирает 1 сентября экстренный саммит. Европа будет думать, что ей дороже: американо-грузинская карта или непонятная дружба с Россией. Скорее всего и это решение окажется из серии соломоновых. Штаты тоже ведут себя, как девица легкого поведения: и хочется Кремлю по носу щелкнуть, и здравый смысл не велит. Тут международные эксперты сходятся во мнении, что дело закончится банальной сделкой двух сверхдержав. Одна вежливо отвернется, когда «Макдоналдс» завоюет Ближний Восток, а другая, глазом не моргнув, забудет о взбалмошном Саакашвили и призовет домой свои эсминцы. Хочется верить, что в дипломатической войне не будет проигравших и миру удастся удержаться на той самой грани.
Только, к сожалению, все это уже поздно. Один раз неверный шаг был сделан. Я принципиально не желаю участвовать в полемике о том, кто первый начал и сколько на самом деле погибло мирных граждан и солдат с той и другой стороны. Для меня 08.08.08 грань была перейдена. Последней каплей чаши моего терпения стали даже не ужасающие кадры в телевизоре. Просто у меня два друга. Оба когда-то жили в Абхазии. Во время первой войны они бежали подальше от родины. Жизнь их столкнула в Харькове. И нормально они общались почти 15 лет. Один чистокровный грузин, а другой – осетин. Теперь эти два взрослых мужчины переходят на противоположную сторону улицы, чтобы не встретиться…