Райское подземелье
Что такое московское метро: просто способ передвижения или золотое кольцо столицы – предмет восхищения иноземцев? И то, и другое, и много чего еще.
Сталину метро понравилось
Строить московское метро собирались еще при царе – в 1913 году. Помешала Первая мировая. Советское решение о начале стройки было принято 15 июня 1931 года, а первый поезд пустили 15 мая 1935 года. Проехав в спецвагоне, Сталин скромно заметил: «Метро понравилось». Оно до сих пор считается самым красивым, удобным и безопасным. В мае прошлого года Питер Тиррет, директор компании Tube Lines LTD, обслуживающей лондонское метро, спускался в наше и заявил: «Мы себя не чувствуем под землей – здесь такое большое пространство, красота и чистый воздух!»
Но вернемся в 30-е годы. «В ближайшие дни многоопытные московские пассажиры – люди, испытавшие великие трамвайные страсти, закалившие свое тело и душу в битвах у автобусных подножек и в схватках с жадными грязными извозчиками – спустятся в метро. Они увидят неожиданно громадные сияющие залы подземных станций», – писали в «Правде» в мае 1935 года Ильф и Петров.
В годы Великой Отечественной метро работало бомбоубежищем. Часть Арбатско-Покровской линии спроектировали с учетом возможной ядерной войны. И до сих пор каждая станция может быть превращена в автономное укрытие с койками, душами и системой воздухообеспечения.
Какая станция лучше?
В Париже обзорная экскурсия начнется с Лувра, в Санкт-Петербурге – с Эрмитажа, в московском метро – со станции «Новослободская», хотя определить лучшую станцию так же сложно, как выбрать мисс Вселенную на одноименном конкурсе.
Одни говорят, что №1 – это «Маяковская» с ее величественными сводами, облицовкой красным и серым гранитом и мозаиками работы Дейнеки и Фролова. Проект станции получил Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке в 1938 году.
Другие проголосуют за дизайн «Комсомольской» – серо-розовую мраморную отделку стен, балконов и потолка. Станцию украшают панно работы Лансере, посвященные постройке метро и ударному труду комсомольцев, – пожилого академика живописи искренне восхитили молодые лица строителей коммунизма. «Мне кажется, что народ, который в таком строительстве, как метро, придает такое большое значение роскоши, создает сооружение не только полезное, но и приятное, уже построил главное и уверен в своем будущем», – комментировал свое посещение московского метро Антуан де Сент-Экзюпери в 1935 году.
Третьи предпочтут «Площадь Революции» с ее великолепными скульптурами. Это памятник соцреализму: сильные люди, нашедшие счастье в труде. Благодаря скульптору Манизеру можно приглядеться к деталям: у девушки-снайпера на груди значок «Ворошиловский стрелок», у матроса на ленточке бескозырки надпись «Линкор «Марат».
Самой красивой надземной станцией бесспорно являются «Воробьевы горы» – таким грандиозным видом с платформы может похвалиться не всякий фуникулер: с одной стороны – Москва-река, с другой – один из самых живописных парков столицы. Эта станция пережила второе рождение – ее пустили в 1959 году, закрыли на ремонт в 1984-м и открыли снова только в 2002-м.
И наконец, на первенство в конкурсе красоты претендует самая новая, 177-я станция метро – «Славянский бульвар». Зеленая облицовка, вычурные решетки и модерновый стиль вестибюлей – человек, идущий в ногу со временем, оценит смелость замысла.
Призраки подземелья
Станции «Сокол», «Библиотека имени Ленина» и «Преображенская площадь» построены на местах старых кладбищ, и на них чаще всего происходят самоубийства. Когда в 1890 году в Москве впервые был поднят вопрос о строительстве метрополитена, Православная церковь запретила и думать о таком бесовстве. Мол, спускаясь под землю, люди рискуют попасть прямо в ад. Как писал Гиляровский, «какой-то поп говорил в проповеди: «За грехи нас ведут в преисподнюю земли».
В московском метро начинаются приключения скромного труженика Ночного Дозора Антона Городецкого – атмосфера полупустых ночных вагонов как нельзя лучше соответствует историям про Иных. Работники метрополитена рассказывают, что после закрытия по вестибюлям бродят призраки самоубийц, бросившихся под поезд метро, а в тоннелях можно встретить призрак Путевого Обходчика.
Но не все приметы подземки столь мрачны. На «Площади Революции» находится сразу несколько добрых «волшебных» фигур. Говорят, если потереть нос собаке пограничника, успешно сдашь самый сложный экзамен, если подержать ее за лапу – зачет, а если дотронуться до полированной туфельки студентки – сумеешь излечиться от несчастной любви. Правда, если пощупать за клюв или гребешок бронзового петуха, непременно навлечешь на себя неприятности.
...Благодаря материалам, которыми облицованы колонны и стены, некоторые станции метро могут работать палеонтологическими музеями. Древние головоногие и кишечнополостные встретили свою смерть миллионы лет назад, пропитались солями в толще земли и стали камнем – мрамором и известняком. Именно эти материалы чаще всего использовались для оформления станций, а полировка помогла выявить раковины «в разрезе». Отделанный розовым мраморовидным известняком вестибюль «Парка Победы» стал кладбищем для аммонитов и белемнитов – их можно найти на поверхности каменных скамей и колонн. На «Комсомольской»-радиальной в одном из центральных столбов подземного перрона в мрамор впечатан редкий шестилучевой коралл. На новой станции «Трубная» в белой отделке стенных панелей много крупных раковин гастроподов. В переходах «Киевской» можно увидеть морские лилии. В переходе между станциями и на красномраморных колоннах «Павелецкой» – целая экспозиция окаменелых морских губок, наутилусов и брахиопод. Увидеть их просто – приглядывайтесь к узорам на мраморе.
…Путешествовать по метро можно долго – даже на то, чтобы обойти и запомнить каждую из 177 станций, уйдет несколько недель, а ведь есть еще переходы и вестибюли. Будете в Москве, приятного вам путешествия!