26.02.2009

«Менты» замочат «Оперов» из-за денег

Александр Рогожкин сказал «ЖГ», что не передавал никому прав на полюбившихся народу персонажей

Продюсеры «Улиц разбитых фонарей» крепко осерчали на своих бывших коллег, снявших сериал «Опера. Хроники убойного отдела». Обвиняют их в нарушении авторских прав и требуют за нарушение этих самых прав целый миллиард рублей. Настроены создатели «Ментов» весьма решительно – они уже подали в суд соответствующий иск.



«Улицы разбитых фонарей» – самый долгоиграющий отечественный сериал и, надо признать, самый многострадальный. Часть актеров с «Улиц» параллельно снималась в сериале «Убойная сила», где играла уже знакомых всем персонажей из «Ментов». Конфликт между НТВ и тогда ОРТ закончился тем, что Плахов и Рогов остались без поддержки своих старших товарищей. А в 2004 году сразу четыре ведущих актера – Сергей Селин, Настя Мельникова, Алексей Нилов и Юрий Кузнецов покинули «Ментов» ради съемок в сериале «Опера. Хроники убойного отдела», где играли тех же самых персонажей, что и в «Ментах».

Собственно, сразу после этого и начался спор создателей по поводу авторских прав. Компания «Новый русский сериал» утверждает, что коллеги из «Феникс-фильма» незаконно использовали в своем проекте образы Абдуловой, Ларина, Дукалиса и «Мухомора». Авторы «Оперов» с этим, понятное дело, не согласны.
Вообще, ситуация с авторскими правами в данном случае весьма запутанная. Изначально придумал всех этих персонажей писатель Андрей Кивинов, по произведениям которого и начинали снимать «Улицы...». Но по российским законам на экранные воплощения собственных персонажей он прав уже не имеет. Аудиовизуальные образы героев Кивинова придумал режиссер Александр Рогожкин, снимавший первые серии «Ментов» – он и владеет авторскими правами на них. А вот дальше начинается полная путаница.
«Новый русский сериал» уверяет, что Рогожкин передал права им и документ соответствующий имеется. Режиссер же это отрицает и говорит, что никаких бумаг с «НРС» не подписывал.

– Когда мы с Александром Капицей начинали этот сериал, никакого договора у нас не было, следовательно, и подписать я его не мог, – рассказал «ЖГ» Александр Рогожкин. – Но даже если предположить, что документ, который фигурирует в деле, появился в 1995 году, я бы его все равно не подписал. Там только на первой странице несколько технических ошибок. Скажем, в 1995 году не могло быть четко прописано, что одна серия должна длиться 52–54 минуты. Кроме того, оговаривается, что снимать сериал мы будем на Betacam SP, о котором тогда можно было лишь мечтать. Пилотные серии «Улиц» были сняты на обычный Betacam. Наконец, у меня есть привычка подписывать договоры на каждой странице, а тут подпись стоит только в одном месте. Словом, откуда взялся этот документ, я понятия не имею.

Права давно проданы

Вопрос о подлинности подписи Рогожкина на договоре, имеющемся в деле, крайне важен. Режиссер предоставлял суду образец своего почерка того времени, эксперты так и не смогли точно установить, что подпись принадлежит Рогожкину, но суд почему-то признал ее подлинной. Теперь «Феникс-фильм» настаивает на проведении независимой экспертизы.

В деле существует и другой договор, подписанный в 1999 году с Андреем Кивиновым, по которому писатель передает права на экранизацию 42 серий «Улиц». Правда, по словам совладельца «Феникс-фильма» Сергея Скворцова, права эти давно не принадлежат «Новому русскому сериалу», ибо были проданы в свое время компании «Альфа-групп». Следовательно, создатели «Улиц разбитых фонарей» сами все это время выпускают контрафактную продукцию.
У «Феникс-фильма», напротив, имеются разрешения Андрея Кивинова и Александра Рогожкина. В 2004 году перед запуском сериала «Опера. Хроники убойного отдела» компания заключила соответствующие соглашения с обоими авторами. Однако в суд по поводу нарушения авторских прав обратилась компания «Новый русский сериал». В ходе процесса были проведены две искусствоведческие экспертизы, по результатам которых производителем контрафакта был признан-таки «Феникс-фильм».
Компания пыталась опротестовать это решение. Кроме того, оказала юридическую помощь Андрею Кивинову, который в свою очередь подал в суд на «Новый русский сериал».

Кивинову так и не заплатили

– Когда были сняты 42 серии «Улиц разбитых фонарей», мы подписали соглашение, по которому дальнейшие сценарии они пишут сами, а я получаю гонорары как автор персонажей, – объяснил нам сам Андрей Кивинов. – На этом отношения наши и закончились, никаких денег я ни разу так и не получил, хотя сериал продолжают снимать до сих пор. К тому же создатели «Ментов» без моего ведома убили двух главных героев. Это все равно что режиссер решил бы прикончить Гарри Поттера, не спросив разрешения у Джоан Роулинг. Словом, мне пришлось обратиться в суд.

Этот судебный процесс пока не окончен, а вот с иском «Нового русского сериала» все более-менее понятно. В октябре 2008 года с решением признать сериал «Опера. Хроники убойного отдела» контрафактным согласился и городской суд Санкт-Петербурга.

5 февраля «Феникс-фильм» направил туда надзорную жалобу на это решение. А «Новый русский сериал» тем временем подал в Московский арбитражный суд иск с требованием взыскать с создателей «Оперов» миллиард рублей. Чем закончатся разборки «Ментов» с «Операми», пока сказать сложно. Но мы будем следить за ситуацией и обязательно расскажем всё нашим читателям.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика