НеСМИшной сюжет
Накануне 5 мая, как раз к старому Дню печати, власти приготовили журналистам да и обществу сюрприз. Молодой депутат-«нашист» Роберт Шлегель провел-таки в Думе в первом чтении поправку к закону о СМИ. Если его демарш найдет дальнейшую поддержку, то скоро любую газету, журнал или телеканал можно будет закрыть без суда и следствия.
Формально все звучит очень красиво и логично: СМИ может быть закрыто за публикацию «заведомо ложных сведений». На деле мы все понимаем, что это публикации об одном мифическом браке стали поводом для того, чтобы закрутить гайки. Да, неприлично лезть в чужую постель, тем более когда нет уверенности в том, что найдешь там неопасного персонажа, но «зачем же стулья ломать». Во-первых, бульварная пресса – это жанр такой, существующий во всем мире. (Не сносить же заборы из-за того, что кто-то что-то на них пишет!) А во-вторых, за публикацию выдуманного бреда и сегодня можно прекрасно карать провинившихся. Суд – и все дела.
Поправка Шлегеля ударит не по желтой прессе: как она существовала, так и останется. Зато легко можно будет запугать или даже закрыть газеты, «неправильно» пишущие про президентов, премьеров, губернаторов, про политику и бизнес, которым политики занимаются.
И если в Москве еще хоть как-то можно потрепыхаться-побороться, то как минимум на провинциальной независимой журналистике можно смело ставить крест. Даже самая правдивая критика местного князька при умелом подходе может оказаться «заведомо ложной».
У СМИ теперь последняя надежда на нового президента, который либо очень прозрачно намекнет Думе, что поправку надо похоронить, либо сам не подпишет измененный закон. Оппозиционеры уже назвали это пиаром образа «президента-освободителя». Пусть так, но все же лучше, чем цензура.