Всегда быть в маске...
По такому случаю в программе очутилось много внеконкурсных мероприятий. Казалось бы, что может быть естественнее? Однако «Золотая маска» всегда отличалась известной закрытостью.
Как правило, на нее номинировались спектакли Москвы и Санкт-Петербурга, а регионы оставались за бортом истории. При параде только известные имена. «Золотая маска» с подозрением относилась к открытиям и новациям.
В этом году ситуация изменилась – появилась мощная программа «Маска плюс». В ней представлены екатеринбургский «Коляда-театр», Минусинский драмтеатр, экзотическая драма из Назрани и другие вещи, способные вызвать более живой интерес, чем некоторые конкурсные спектакли. Такой номинант, как «Дядюшкин сон» из петербургского БДТ им. Г. Товстоногова, воспроизводит стилистику тридцати-, если не сорокалетней давности. Даже мариинская опера «Братья Карамазовы» отличилась старомодной музыкой и нафталиновыми костюмами. Конечно, есть в конкурсе и яркие работы. «Роберто Зукко» Московского ТЮЗа в постановке Камы Гинкаса и «Битва жизни» от блистательной молодой труппы под управлением Сергея Женовача – главные открытия этой «Маски». Но спектакли, как всегда, столичные…
Современный театр активно размывает границу столицы и провинции. Столь же размыты понятия малой и большой формы. Тем не менее в конкурсной программе это разделение присутствует. Все дело в привычке, которую почтительно называют традицией. Поэтому те же Николай Коляда, эпатирующий публику брутальной энергетикой, и Александр Баргман, поставивший в Питере смешную финскую пьесу о кризисе среднего возраста, кажутся слишком неформатными для конкурса.
В этом году зрителям сделали подарок, который может стать регулярным. Это блестящая ретроспектива спектаклей из России и стран Балтии, как-то компенсирующая эфемерность и неповторимость сценического искусства. Львиную долю докризисного финансирования потратили на приглашение звезд современного танца – балет современного классика Уильяма Форсайта, «ожившую картину» нидерландского хореографа Иржи Килиана и сольную программу легендарной танцовщицы Сильви Гиллем. Одного ее выхода хватит, чтобы сказки о всемирном главенстве русского балета превратились в самопародию. Но наше счастье в том, что мы пребываем в себе. Мир куда-то плывет, а у нас – особая заводь.