Парктроник вам в помощь...
Каждый водитель, даже самый опытный, не раз сталкивался с проблемами на парковке. Если дело происходит в темноте, а автомобиль ко всему прочему сильно затонирован, припарковаться быстро и аккуратно не всегда удается. Скорее всего придется угадывать, выходить из машины, чтобы контролировать процесс… В общем, парктроник вам в помощь. И не только он.
Иду по приборам
Сначала теория: парктроник представляет собой систему датчиков, которые помещаются в бампер автомобиля, чаще их 2 или 4, блок управления и экран с динамиком.
Самые простые модели парктроника – те, которые показывают расстояние до помехи и подают звуковые сигналы: чем ближе препятствие, тем громче и чаще система «кричит». Более продвинутые модели обладают экраном, на котором указано, с какой стороны располагается помеха и какое до нее осталось расстояние. Экраны могут быть мобильными – такой можно унести с собой, или стационарными – они либо устанавливаются на торпедо, либо убираются в бардачок. Кроме этого, есть модели парктроников, экран которых встроен в зеркало заднего вида.
Надо отметить, что задние парктроники начинают работать при включении задней передачи, а передние – при нажатии на тормоз. Приборы способны «увидеть» помеху на расстоянии от 20 до 180 сантиметров.
Параллельная парковка? Легко!
Парктроники появились лет тридцать назад, и с тех пор их активно модернизируют. Экраны стали более красивыми и информативными, а противный писк динамика сменил человеческий голос, но это лишь внешние изменения. Технари шагнули дальше. С помощью тех же самых ультразвуковых датчиков, которые использовались в парктрониках, были созданы так называемые ассистенты при парковке (Parking Assistant, или Park Assist). Самые простые модели показывают на экране, в какую сторону и с какой интенсивностью вам крутить руль. Новые же парковочные ассистенты и вовсе рулят сами, водителю остается лишь регулировать скорость движения. Парковочные ассистенты, как правило, могут выполнить только параллельную (или боковую) парковку, но есть и такие, что способны поставить авто как параллельно, так и перпендикулярно дороге.
С точки зрения пользователя, все это выглядит следующим образом: решив поставить машину на стоянку, надо включить систему помощи при парковке. Водитель едет параллельно уже стоящим на стоянке машинам на расстоянии не более 1,5 метра от них и со скоростью не выше 25–30 км/ч. Ультразвуковые датчики сами ищут свободное место. Хитрая система считает место свободным, если незанятое расстояние составляет длина вашего авто + 1,4–1,5 метра, так что втискивать машину в первую попавшуюся дырку она не будет. Найдя нужное место, система сообщает, что пора включать заднюю скорость. После этого водитель подает газ (скорость при постановке машины на стоянку не должна быть выше 5–7 км/ч), а система с помощью электроусилителя сама вращает руль. Когда парковка почти завершена, подается еще один сигнал, водитель нажимает на тормоз, а система ставит колеса прямо.
Все просто и легко – с одной стороны. Однако есть вещи, на которые стоит обратить внимание. Датчики могут «не увидеть» тонкий столбик, невысокий бордюр, яму на дороге и даже тележку из супермаркета. А если на дорогу неожиданно выскочит человек или животное, система вряд ли сможет оперативно сообщить об этом. Так что тут надо взять на вооружение принцип «доверяй, но проверяй».
Не так давно появилась новая модель автоматического парковщика, который может поставить машину на стоянку вообще без помощи водителя. Более того – он, водитель, может следить за парковкой своего собственного авто, стоя на улице. На серийных моделях машин такая новинка пока не появилась.
Сама тормозит, сама газует
Ультразвук в машинах используется не только в парктрониках. Сравнительно недавно появилась такая штука, как активный круиз-контроль (АКК). В нем используются все те же датчики, что и в самых простых парктрониках, только радиус их действия составляет несколько сот метров. С помощью АКК можно «сесть на хвост» впереди идущей машине, соблюдая безопасную дистанцию. Система сама будет притормаживать или набирать скорость до заданной.
Если дорога впереди свободная, авто с АКК будет ехать с заданной скоростью, а при появлении какого-либо препятствия сама скинет ее. Первые АКК не умели полностью останавливать машину, сейчас же некоторые производители заявляют, что новые модели уже способны и на это.
Что ж, парковать машины без помощи водителя уже научились, останавливать и набирать скорость тоже. Осталось дождаться, когда появятся автопилоты. Вот только будешь ли получать от поездки удовольствие, если все за тебя делает электроника?
совет механика Гаврилова
Если датчики вашего парктроника начинают сообщать вам о несуществующих препятствиях или неточно определять расстояние, то скорее всего дело не в технических проблемах, а в обычной грязи. Для того чтобы датчики парктроника всегда показывали правильную информацию, держите их в чистоте.