10.12.2008

Развиваем фантазию малыша

Воображение – это активный творческий процесс создания новых идей из того, что есть у ребенка в голове

Воображение –   это активный творческий процесс создания новых идей из того, что есть у ребенка   в голове. Еще Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. Кому-то этот навык дан от рождения, а кому-то необходимо его развивать. Поиграй со своим ребенком в простые и веселые игры, чтобы научить его плодотворно фантазировать. Ведь не зря говорят, что «без воображения нет соображения».

Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, бумага горит). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы – людей (все люди стали честными!), животных, растения.

Вот несколько приемов фантазирования:

1 Увеличение –   уменьшение

Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»

– Хотел бы уменьшить домашние задания.

– Хочу  увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

– Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

Усложни эту игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

2 Оживший рисунок

Ребенок получил замечательный дар: все, что он нарисует, оживает! Что бы он нарисовал? Великих людей? Вымирающих животных?

3 Превращение человека  в любой объект

Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в дуб, розу, баобаб), в объекты неживой природы (камень, ветер, карандаш). Это богатейший материал для новых сказок.

Главное в этом приеме – это воспитание эмпатии – умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

4 Дай новое название картине

Ребенку показывают много сюжетных картинок, открыток или репродукций известных художников и просят дать им новые названия. Сравни, кто назвал лучше – ребенок или художник. Основанием для названия может быть сюжет, настроение, глубинный смысл…

5 «Как мне повезло»
«Как мне повезло, – говорит подсолнух, – я похож на солнце».
«Как мне повезло, – говорит картошка, – я кормлю людей».
«Как мне повезло, – говорит береза, – из меня делают ароматные веники».

6 Машина времени

У ребенка появилась машина времени! Он в нее садится и может путешествовать в ближнее и дальнее прошлое любой страны, в ближнее и дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть.
– Что бы он хотел посмотреть в прошлом?
– Какими были мама и бабушка, когда им было столько же лет, сколько сейчас ребенку?
– Как жили динозавры?
– Кем будет ребенок? Сколько у него будет детей?

7 Метод Толстого

Пишут, что Лев Толстой регулярно, каждое утро пользовался в качестве утренней гимнастики ума следующим методом.
Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает, что это такое и зачем.

Например, что бы сказал о часах австралийский абориген?

8 Придумки

Пусть ребенок придумает фантастическое растение, новый вид транспорта, новый праздник или конкурс, новую фантастическую игру.

9 Волшебное выполнение желаний   и материализация мыслей

Ребенок стал могущественным волшебником. Достаточно подумать – и любое, но только доброе его желание исполняется. Он, например, может кого угодно сделать счастливым. Но если он задумал что-то плохое для другого, то это произойдет и с ним самим.

10 Невероятные древние фантазии  с превращениями

В качестве примеров великолепной фантазии вспомним мифы древних греков и римлян, в которых люди превращаются в растения.
Прекрасный юноша Кипарис нечаянно убил своего любимца оленя. Он упросил Аполлона позволить ему грустить вечно, и тот превратил его в стройное дерево кипарис.

С тех пор кипарис считается самым грустным деревом.

Другой прекрасный юноша – Нарцисс увидел свое отражение в реке, влюбился в него и умер от любви к себе. Боги превратили его в ароматный цветок.

По другой версии, у Нарцисса была нежно им любимая сестра-близнец. Сестра неожиданно умерла. Тоскующий Нарцисс увидел свое отражение в ручье, подумал, что это его сестра, долго смотрел на свое отражение и умер от горя.

По третьей версии, увидев свое отражение в реке и влюбившись в него, Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем.

Прекрасные примеры фантазии. Одна версия красивее другой. Пусть ребенок предложит свои, не менее драматичные или трогательные версии о Нарциссе.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика