Надюха, голуби, любовь. Несмотря на измену

Четверть века назад, в 1983 году, Владимир Меньшов начал работу над комедией «Любовь и голуби». Как все сложилось бы у героев в реальной жизни? Смотрим фильм вместе с психотерапевтом Александром Махначем, сотрудником Института психологии РАН.

Василий: один раз – не ловелас
Хороший мужик – Василий Кузякин: не пьет, не дерется, детей любит, деньги в дом носит (иногда из дома тоже, но на голубей – святое дело), на курорте больше всего мечтает попасть в бар. Жену же больше заботит, как бы у него там не стащили деньги, чем его супружеская верность.

Надя: простила и забыла
Надя – простая деревенская баба, для которой что поленом в мужа запустить, что космы сопернице повыдирать, что пообещать оторвать обоим «органы движения» – запросто.
Но Василий эту «горгону» любит, готов принять от нее не только полено, но и что похуже. Знает ли он, как ему повезло в жизни?

Раиса Захаровна: а могло и получиться
Раиса Захаровна – женщина с большим стажем одиночества. Не из курортных охотниц – она и сама не понимает, как у них с Василием все так вышло. Искренне верит, что это большая любовь. Предположение Кузякина, что их роман «никака не судьба, по пьянке закрутилось», разбивает ей сердце.

комментарии психолога:

– Почему такой надежный, казалось бы, человек вообще изменил? Потому что на курорте увидел другую жизнь – тот же бар, о котором мечтал, узнал другие отношения и выбрал то, что на тот момент показалось ему более привлекательным. Нельзя сказать, что прежние отношения плохи или скучны, просто в новых все иначе, свежее, интереснее. Новые отношения мы всегда идеализируем – так бывает и в 20 лет, и в 50.
Почему Василий возвращается к жене? Страсти утихли,  он начал сравнивать: значит, кто-то должен в этом сравнении проиграть. Ключевым моментом стало отношение к нему Раисы Захаровны: искренний интерес, радость от его простоты – все скрылось в бытовых отношениях. Опять же Василий в прежней жизни был человеком хоть и странным, но все-таки уважаемым, мужиком с мужскими обязанностями. А у Раисы Захаровны он кто? Домохозяйка в передничке, в ее крошечной квартирке – как слон в посудной лавке.
Для Василия вся эта история своего рода взросление. Когда после такой переоценки ценностей мужчина возвращается и его принимают, в семье, как правило, наступает спокойствие – часто навсегда. С Василием такая история случилась в первый и последний раз. Но есть мужчины, которые такие испытания семье устраивают снова и снова! У них внутри есть червячок, который заставляет искать постоянного подтверждения красоты, ума, успешности... Женщины, как правило, с возрастом становятся самодостаточными, а вот у мужчин – не у всех, конечно – эта потребность остается. И тогда начинаются поиски обожающих женских глаз. Нашел, удовлетворил свою потребность, понял, что искал не то, опять пустился на поиски… Но все это не про Василия.

– В отличие от женщин негибких, эмоционально застревающих, для которых измена – проблема на всю оставшуюся жизнь, Надежда способна прощать по-настоящему. Она же сама говорит о себе: «Я отходчивая». Да, для нее измена мужа – сильнейшее потрясение, крах всего на свете. Вспомните, как она легла на койку умирать. Но вся эта история не жирная точка в ее личной жизни, а отправная – для развития. И Надин будущий ребенок – это как новая жизнь, заново построенная семья. Он от любви и для любви, а не для того, чтобы привязать мужа еще одним ребенком к семье навеки.
Людей, забывающих измены, на свете не бывает. Но больной темой в семье это становится только в том случае, если мужчина подогревает сомнения. Василий такого повода жене не даст, и поэтому его измена для них будет лишь эпизодом.

– Казалось бы, ну что могло получиться у такого мужчины, как Василий, с такой женщиной, как Раиса Захаровна? Неслучайно в фильме противопоставлены село и город. Там кадриль, бусы и платочки – тут парик, каблуки и свекла без соли и сахара. Там большой дом и много детей – тут одинокая квартира с собачкой и Массне в минуты душевной печали.
Но ведь все у них могло получиться! Василий Раисе Захаровне подходит – он податливый, несамостоятельный. В таких браках один выступает в качестве донора, другой – потребителя, один пассивный – другой активный. У Василия и Раисы Захаровны вполне могла бы получиться неплохая семья, если бы…
Если бы не любовь. Ну, и голуби.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика