Так покупалась сталь
Металлургический олигарх Владимир Лисин умеет стрелять во всех смыслах.
Доктор Лисин
По разным рейтингам владелец Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин занимает вторую, а то и первую строчку в списке доморощенных богачей. Сколько точно у него миллиардов долларов, не знает и он сам (весной было что-то около 24), но еще меньше известно о нем как о личности.
– Все думают, он просто олигарх, а ведь он еще и доктор, – такую характеристику дали «Собеседнику» сразу несколько знакомых миллиардера. – Доктор технических наук.
Лисин – чуть ли не единственный член «клуба миллиардеров», который имеет собственность по специальности. В середине 90-х он закончил докторантуру Московского института стали и сплавов. Но, если верить слухам, именно этот доктор поставил нашей экономике такую припарку, что мало не кажется никому.
Почти все экономисты в голос признают: нынешняя сумятица на фондовых рынках пришла в страну не из-за океана, а вытекла из «дела «Мечела». Помните, как Путин взъелся на одноименную компанию за то, что та сбывала коксующийся уголь отечественным предприятиям дороже, чем за границу. Российские акции стали дешеветь уже тогда, и многие намекали, что на «Мечел» в Белый дом пожаловался главный клиент компании – владелец НЛМК Владимир Лисин.
– Нет оснований для подобных домыслов, – заверил «Собеседник» представитель Лисина Антон Базулев.
Но домыслы живут до сих пор. Благо таинственность Лисина к ним располагает.
Жених из города невест
Ни сам Лисин о себе, ни его близкие о нем не любят говорить. Родился в 1956 году в Иваново, работал в Казахстане, есть трое детей… Непонятно только, как уроженец маленького города невест смог посвататься к гигантскому Новолипецкому комбинату. Да очень просто: детство и юность Лисина прошли в Новокузнецке, где он и выбрал себе специальность металлурга. Правильно выбрать уже конкретную цель помогли, видимо, хорошие навыки в стрельбе, к которой он с 12 лет пристрастился в школьном тире.
– Тира уже не существует, – признались в школе №41, расположенной в центре Новокузнецка.
Зато учебные пособия, которые юный Лисин своими руками делал после лекций на метфакультете Сибирского металлургического института, до сих пор хранятся как реликвия в альма-матер.
– По этим стендам студенты изучают инструменты, дефекты стали, – рассказал завкафедрой Владимир Климов. – Лисин отличником не был, но учился хорошо (даже стрельба по мишеням ему не мешала). Неслучайно высокий балл в аттестате помог ему в 79‑м году распределиться в «Тулачермет», а это – почти Москва, место престижное.
В студенческие же годы Лисин не только определил свою дальнейшую карьеру, но и заработал первый капитал. Привез с БАМа, где расчищал зону затопления Зейской ГЭС, рублей восемьсот. Правда, тут же спустил их на одежду и музыкальный центр. Скупать предприятия он начал гораздо позднее.
Молодой, да ранний
В рядовых сталеварах на «Тулачермете» Лисин долго не засиделся. Сделал ряд неглупых рацпредложений (сегодня за олигархом числится около полусотни изобретений в области производства и обработки металлов, которые широко используются на предприятиях, оказывающих услуги резки металла) и к 33 годам дослужился до кресла заместителя гендиректора Карагандинского меткомбината Олега Сосковца (между прочим, будущего советского министра металлургии и российского вице-премьера).
Лисин с Сосковцом тут же нашли общий язык и придумали советско-швейцарскую компанию «ТСК-Стил», которая воспользовалась лазейкой в законодательстве, позволяющей свободно гнать за границу некондицию. Процент брака на КМК тогда резко возрос, а Лисин заработал первые оборотные капиталы. Неудивительно, что с переездом Сосковца в Москву в 1991 году в столицу подался и его бывший зам.
– Это легенда, что в Москву меня пригласил Олег Николаевич, – уверял позднее сам Лисин. – После Караганды мы с ним всего лишь несколько раз встречались мимоходом.
Однако именно во время этих мимоходных встреч Сосковец познакомил Лисина с людьми, которые ввели будущего олигарха в самостоятельный бизнес: братьями Черными, Сэмом Кислиным. Благодаря своим связям Лисин легко разруливал все возникавшие у его компаньонов проблемы. За это его и ценили. Он стал членом совета директоров купленных его коллегами по дешевке Саянского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, Красноярского, Новолипецкого и Магнитогорского металлургических комбинатов…
До сих пор поговаривают, что Лисин лишь номинально является владельцем своих заводов-пароходов. Что на самом деле за ним стоят Сосковец, Черные, а то и измайловская ОПГ, в 90-х обхаживавшая НЛМК. На самом деле если это поначалу и было так, то олигарх давно уже утер нос бывшим партнерам. В ноябре 2005 года британские братья Рубены (еще одни компаньоны братьев Черных) подали иск к Лисину, из которого следовало, что тот получил контроль над НЛМК, по-тихому переведя акции комбината из управления номинального держателя под контроль собственной фирмы. Миллиардер сумел разрешить конфликт без суда.
От Стинга до Путина
Лисин вообще не любит ссориться. Одно время он воевал с Владимиром Потаниным, но потом олигархи разделили сферы интересов. Неоднократно враждовал с липецкими губернаторами, но в итоге ограничился негласным контролем над областным центром. Да и с бывшим президентом он на короткой ноге (несколько лет назад Путин вручил ему орден Почета) – неслучайно второе высшее образование он получал еще в советские времена в Высшей коммерческой школе Академии внешней торговли вместе с будущим кремлевским завхозом Владимиром Кожиным.
Бизнес для Лисина – дело семейное. В представительстве НЛМК в Новокузнецке работает его одноклассница Наталья Сердцева, Молодечненский трубопрокатный завод («дочку» НЛМК) возглавляет однокурсник Александр Чернышев, и даже жена Людмила имеет непосредственное отношение к лисинскому «Румелко».
Кроме друзей и предприятий, Лисин коллекционирует каслинское литье. Любит детей, сигары и стрелять по тарелочкам. Отдыхает в купленном средневековом шотландском замке или построенной им же подмосковной «Лисьей норе». Предпочитает «Бородинский» хлеб и Стинга, выступление которого покупает себе на день рождения за миллион у.е.
– Везет тому, кто везет, – не скрывает секрет своего успеха олигарх. Но в последнее время везти ему перестало. После «дела «Мечела» и американского кризиса состояние Владимира Лисина будто бы уменьшилось аж на 11 миллиардов. Неслучайно в последнее время его часто видят с ружьем в руках. Говорят, стрельба хорошо снимает стресс.