Вместо квартиры –в кармане дыры
Правительство пообещало выделить Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) 60 миллиардов рублей для рефинансирования ипотечных кредитов коммерческих банков. Несмотря на это, заемщики банков с тревогой смотрят в будущее. Наибольшая нервозность среди самых крупных должников – ипотечников и среди тех, кто собирался в ближайшее время взять кредит на квартиру.
Банки, сами оказавшиеся в сложной ситуации, подогревают тревогу. Кто-то рассылает письма с просьбой досрочно погасить часть кредита, ссылаясь на возможное снижение стоимости залога – квартиры. Другие обзванивают своих клиентов и интересуются, вовремя ли им платят зарплату и не грозит ли заемщику сокращение.
Доллар тоже подкачал – растет и не думает останавливаться. Банкиры осторожно объявляют о росте числа долларовых заемщиков, которые отказываются платить кредит в «зеленых»: долларовые платежи в рублевом выражении становятся все неподъемнее.
Кому кредит не дадут
Кризис еще толком не начался – только прекратился поток дешевых заемных денег с Запада, а банки уже объявляют новые, более высокие ставки по ипотеке. При этом кредит дают только каждому десятому соискателю. Многие банки стали рассматривать только «белые» доходы заемщиков.
Меняются предпочтения банкиров: в фаворе муниципалы и мелкие госслужащие с их не очень большими, но стабильными заработками.
В частном секторе все далеко не так определенно. Поэтому банки срочно переписывают «черные списки» профессий – тех, кто во время кризиса больше других рискует потерять работу. Это пиарщики, маркетологи, менеджеры, банковские служащие, работники не слишком устойчивых строительных компаний.
– Но это вовсе не означает, что всех будут стричь под одну гребенку, – считает директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев. – Среди банков и застройщиков есть те, кто в результате кризиса перестанет существовать и будет вынужден пойти на серьезные сокращения. Но есть и те, кто переживет трудные времена более безболезненно.
Альтернатива ипотеке?
В качестве альтернативы называют сберегательно-строительные кассы, работающие по принципу касс взаимопомощи: все участники скидываются, и кому-то достается собранная сумма. Потом второй круг сбора платежей – «кассу снимает» следующий счастливчик. Изучившие вопрос эксперты Института экономики города уверяют, что решить таким путем «квартирный вопрос» невозможно. Суммы никогда не бывают такими, чтобы заплатить за квартиру целиком. А возвращать их нужно, как и в банке, – тоже с процентами.
Повысят ли процент?
Хоронить ипотеку пока рано, утверждают чиновники на самом высоком уровне. Фактически ипотеку перевели в реанимацию. Депутаты заявили программу «лечения» банковского сектора. Что особенно приятно, на этот раз они приготовили несколько вкусных пилюль не только для банкиров, но и для нас, потребителей.
Депутаты предлагают запретить банкам повышать ставки в одностороннем порядке. Это справедливо: в предыдущие годы банки уже достаточно заработали, занимая на Западе под 5% и давая нам под 15.
Другое полезное предложение: разрешить заемщикам не платить по кредиту, если они потеряли работу. Поблажка будет действовать до устройства на новое место работы, но по предварительному замыслу депутатов – не более 6–12 месяцев. Достаточный срок, чтобы найти себе оплачиваемое занятие или переобучиться.
Также банки обяжут рефинансировать долларовые кредиты в рублевые – без финансовых потерь для заемщика.
Есть одно «но»: об этих предложениях уже не первую неделю говорят в Госдуме. Но этот бальзам все никак не прольется на души заемщиков в виде юридически оформленного законодательного акта. Возможно, это случится теперь, когда все перечисленное премьер Путин пообещал народу публично. В любом случае эксперты говорят: сроку, чтобы победить сопротивление банковского лобби, – до Нового года. В противном случае послепраздничное похмелье может оказаться слишком тяжелым.