Кризис: невозможное возможно
Не только революция, любой кризис – локомотив истории. Кто бы мог подумать, что «Единая Россия», так недавно с легкостью отменявшая льготы и дружно голосовавшая за не самые демократичные поправки в Трудовой кодекс, вдруг вспомнит о безработных и малоимущих. А все благодаря кризису.
Кризис вообще очень многим открыл второе дыхание. Возродились правые, ожили несогласные, а коммунисты на своем съезде в прошлый уикенд разве что не ликовали по поводу призрака новой Великой депрессии. «В двери желтого дьявола уже стучится судьба, – радостно предрек Зюганов и пообещал не упустить исторический шанс. – Ветер дует в паруса коммунистов».
КПРФ огласила свои соцрецепты по борьбе с экономической непогодой: восстановить льготы для многодетных семей, национализировать природные богатства, ввести госконтроль над ценами на товары первой необходимости. Обычный левый популизм? Но ведь и «Единая Россия» не отстает. По части обещаний за ней не угнаться.
Партия власти, например, предлагает ввести продуктовые карточки для малоимущих и разрешить безработным не расплачиваться с банками по ранее взятым кредитам в течение года.
И ничего, что для карточной системы потребуется 10 миллиардов рублей и создание сети госмагазинов, стоимость которой пока никто не оценил. Соответствующий документ уже поступил в Белый дом. Ничего, что заморозка выплат по долгам не в компетенции политиков. Герман Греф уже исправно взял под козырек. Есть задумки ввести мораторий и на оплату коммунальных услуг, есть предложения о господдержке трудоустройства молодежи.
Нежданный кризис сделал невозможное возможным. Прежде неповоротливая государственная машина всего за неделю умудрилась поменять Налоговый кодекс, расширив льготы для граждан и бизнеса.
И плевать, что кто-то зовет это популизмом. В конечном счете людям все равно, из каких побуждений принимался закон, облегчающий им жизнь. В канун кризиса любой политик обязан быть популистом. Тем более что само слово «популизм» (от латинского «популус» – «народ») не такое уж и ругательное, это просто «политическая позиция, апеллирующая к широким народным массам».
Главное, чтобы все предложения, за которые ратуют наши политики, воплотились в жизнь без побочных эффектов. Мы-то знаем, что за красивые обещания, данные народу, в конце концов расплачивается сам народ.